Рассказываем о знаменитом сербском постмодернисте
Югославский прозаик и поэт Милорад Павич — один из самых ярких и самобытных постмодернистов. Каждый его роман — головоломка, делающая читателя практически соавтором текста. В «Эксмо» работы писателя выходят в серии «Магистраль. Балканская коллекция» в оригинальном оформлении с закрашенным обрезом.
О том, почему стоит прочитать книги Милорада Павича и как лучше понять его тексты, рассказывает старший редактор группы новой классики Арина Кузина.
Широкая аудитория наверняка слышала о Милораде Павиче как об авторе «Хазарского словаря». Этот роман был переведен на 20 языков и остается одним из главных произведений сербского автора. Но его творчество гораздо масштабнее и не ограничивается писательством.
Он знал несколько языков, в том числе и русский, работал переводчиком. В частности переводил на сербский Пушкина и Байрона. Павич также был историком сербской литературы XVII-XIX веков и специалистом по сербскому барокко и поэзии символизма.
На счету Милорада Павича более 20 книг. Среди них есть и роман-гадание, вдохновленный картами Таро, и путеводитель по знакам зодиака, и детектив, в котором можно выбрать один из множества финалов.
На фоне всех постмодернистов Милорад Павич отличается подходом к форме и структуре текста. Из этого же зачастую вытекает его игра с читателем. Например, в книге-перевертыше «Внутренняя сторона ветра» вы можете выбрать, с какого именно конца (или начала) войти в этот роман. Поскольку истории о Геро и Леандре переплетены между собой призрачными нитями, то решение, с какой стороны читать книгу, повлияет на восприятие сюжета.
В «Ящике для письменных принадлежностей» Павич выносит одну из глав в интернет, давая читателю выбор: пропустить ее или найти. Перейдя по QR-коду, вы откроете второй финал, но при этом станете соучастником убийства главного героя.
В «Звездной мантии» Павич предлагает читать главы нелинейно, а в конце романа он позволяет читателю предопределить судьбу героев — найти зашифрованное имя героини или ничего не сделать и оставить персонажей несчастными посреди разрушенного города.
В сюжетном плане Павич тоже достаточно уникален. Его герои могут перемещаться во времени и пространстве. Такое происходит с героиней «Звездной мантии», которая после каждого пробуждения перерождается под новым знаком зодиака, забывая прошлую жизнь.
Также у Павича часто в сюжетах проявляется иррациональность снов и фантасмагоричное начало. Привычный нам мир в какой-то момент начинает идти рябью, и в повествование прорываются сюрреализм и мистика. Так, в романе «Внутренняя сторона ветра» героиня знает, что умрет в 12 часов 5 минут. Но пока она преподает французский двум детям, один из которых живет в будущем и невидим в настоящем.
Думаю, с Павичем можно познакомиться и без глубинных знаний литературы и искусства. Другое дело, что форма и содержание его романов действительно необычны, и это порой вызывает ступор у читателя. Будет ли Павич интересен? На мой взгляд, будет. Причем в любом случае. Если не сюжетно, то как новый читательский опыт.
Романы Павича — это, безусловно, интеллектуальная литература, но она очень легко читается. Автор играет с нами, но не нужно обладать сверхзнаниями и сверхспособностями, чтобы включиться в процесс. При первом прочтении лучше просто наслаждаться разворачивающимся действием. В какой-то степени все это сказка, путешествие по снам. Поиск глубинных смыслов можно отложить на потом.
Вы с интересом читаете романы постмодернистов: Умберто Эко, Джона Фаулза, Харуки Мураками, Габриэля Гарсиа Маркеса, Владимира Набокова, Венедикта Ерофеева, Виктора Пелевина, Татьяны Толстой и других.
Вам нравится, когда магический реализм переплетается с гипертекстуальностью и иррациональностью снов.
Если по первым 2 пунктам вы не определили, ваш это автор или нет, то нужно просто попробовать начать читать Павича. Для первого знакомства рекомендую «Внутреннюю сторону» (легче заходить со стороны Геро).
Мне с детства нравились книги Льюиса Кэррола «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Позже я познакомилась с Харуки Мураками и пропала в его мирах, запоем читая все подряд. По моим ощущениям, творчество Павича по духу похоже на творчество Кэрролла и Мураками. Так что, проглотив «Ящик для письменных принадлежностей», я поняла, что нашла еще одного любимого автора.
Больше всего в Павиче мне нравится, как он пересекает грань между миром снов и реальностью. Смешение сна и реальности порождает необычные сюжеты. Кэррол и Мураками тоже балансируют на этой грани. Думаю, вы понимаете, о чем я.
Еще Павич зацепил своей манерой общаться с читателем. Он может сделать нас одним из героев своего романа или соавтором. При этом читатель-герой влияет на сюжет и судьбу других персонажей.
Что касается чувств и эмоций, то их читателю хватит сполна при прочтении Павича. Его героям хочется сопереживать, его миры и сюжеты удивляют и надолго остаются в голове. Например, в «Ящике для письменных принадлежностей» главный герой, переживая болезненный разрыв со своей страной, за 7 уроков забывает родной сербский язык. В «Звездной мантии» героиня договаривается встретиться с подругой, но та погибает... Мне кажется, эмоций здесь через край. Только восприниматься они могут как будто сквозь дымку сна.
На книги Милорада Павича действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.