Разбираем природу протеста с Бальзаком, Сартром и RFI
Если собрать все художественные и публицистические издания, посвященные французскому недовольству жизнью, манифестациям и восстаниям, получится приличная библиотека.
А меж тем в Пятой республике не за горами очередной государственный переворот. Уже который месяц «Желтые жилеты» громят Париж, требуя от правительства лучшей жизни. Они блокируют железные дороги и федеральные трассы, бьют витрины дорогих бутиков на Елисейских полях и поджигают автомобили. Что ж, Франции с ее богатой на протесты и революции историей не привыкать.
Социологи уверены: самая недовольная нация в мире — французы. И поспорить с ними трудно — пожалуй, нет ни одного народа, который столь активно выражал бы свое недовольство и бастовал против решительно каждого явления в стране. «Ça va pasÇa va pas (фр.) — плохи дела; очень плохо.» — говорят граждане Пятой республики, досадливо морщась, и отправляются на баррикады. Да что там, даже бездомные и приезжие, заражаясь общим безумием, время от времени принимаются выступать с какими-нибудь требованиями.
В разные периоды истории жители Франции были против политики руководства страны и сети быстрого питания Макдоналдс, против маленьких зарплат и беженцев из других стран, против Эйфелевой башни и вывоза мусора в дневное время (правда, несколько позже мусорщики вышли на митинг в поддержку нормированного рабочего дня). Более того, если обращаться к историческим реалиям, дело постоянно кончается великими потрясениями. Еще Виктор Гюго в своем романе «Отверженные» описывал период Июньского восстания.
«Как мы говорили выше, баррикада сражалась во имя Революции. С кем? С самой Революцией. Эта баррикада, порождение беспорядка, смятения, случайности, недоразумения, неведения, восстала против Учредительного собрания, верховной власти народа, всеобщего избирательного права, против нации, против Республики Карманьола вызвала на бой Марсельезу»
Виктор Гюго «Отверженные»
«Надежда наша была тогда ярка, как солнце; теперь она стала злобно красной, как пожирающий огонь»
Томас Карлейль «Французская революция. История»
Почему же так происходит? Пережить раздражение и отчаяние можно двумя способами: замкнуться в себе или объединиться с такими же недовольными. Французы, очевидно, выбирают второе. Они выходят из своих домов и собираются вместе на площадях в самые важные, определяющие моменты, чтобы выразить свое несогласие или скорбь, как это случилось после терактов в Париже и Ницце. Чтобы ни случилось, они всегда будут выходить, все вместе, и в этом их сила, ей может позавидовать любой другой народ.
Мы не можем себе представить французов, которые не отправлялись бы на баррикады, — это черта общества, элемент культуры, способ общения с внешним миром. Они никогда не сдаются в своем недовольстве и в своей уверенности. Вспомните, во время эвакуации со Стад де Франс 13 ноября 2016 года французы пели Марсельезу. Можно ли представить что-то подобное в любой другой стране мира? Нам кажется, что нет.
«Настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния»
А вы знали, что самый распространенный диагноз во Франции — депрессия? Обладателям заболевания полагается больничный, даже при наличии минимального набора симптомов. Вот бы нам, с нашими долгими зимами, дали возможность переждать плохое настроение и апатию дома! Увы, пока официально предаваться унынию могут только французы.
Но как изысканно, с каким чувством они это делают! Вспомните героев их классиков, от Оноре де Бальзака до Франсуазы Саган, — все они в той или иной мере пребывают в одинаковой тоске по совершенно разным поводам: нет денег, бросил возлюбленный, не состоялась карьера, нечего надеть, или же все вышеперечисленное одновременно.
«Вы поймете глубину моих терзаний, узнав, что мать не дала мне, двадцатилетнему юноше, другого белья, кроме того, что я носил в пансионе, и не обновила моего парижского гардероба»
Оноре де Бальзак «Лилия Долины»
Вполне резонно, что с таким подходом к жизни хочешь не хочешь, а примешься предвзято относиться к правительству и политической обстановке внутри страны. Удивительно, но факт — всякий раз честно выбирая себе президента, граждане Франции начинают ненавидеть его столь же яростно, как прежде любили. История с «Желтыми жилетами» — яркое тому подтверждение.
«Французы имеют четкое представление о своих правах (выйти на улицу и заявить несогласие) и этими правами пользуются. Кроме того, нынешние протесты связаны с четкой постановкой лимита того, что люди готовы терпеть. Повышение налогов подоходных — ок, рост цен — ок, но вот небольшой дополнительный налог на топливо — и это становится каплей, переполнившей вазу терпения. Помимо этого есть большие, универсальные темы, которые могут всколыхнуть миллионы. Любые нападки на понятия свободы, равенства или братства могут вызвать во Франции очень резкие реакции протеста»
«Мы протестуем потому, что единственная мера, которую предприняло правительство до настоящего времени, — это посадить в тюрьму протестующих»
Житель Лиона, представитель движения «Желтые жилеты»
Привыкшая к моментальному решению проблем путем манифестаций, чуть ли не впервые в своей истории Франция столкнулась с новым явлением. Явление носит имя Эммануэль Макрон: ему около сорока, он харизматичен и представляет новое поколение менеджеров-технократов, которым проще уволить нерадивого сотрудника, чем пойти ему на уступки. К слову, Макрон, несмотря на разногласия с народом, в протестах, как и всякий француз, разбирается на профессиональном уровне. Президент даже издал книгу под говорящим названием «Революция». Впрочем, только время покажет, помогло ли ему это в собственной карьере — пока глава государства стойко обороняет совсем иные принципы. Хотите так же смело управлять строптивой командой? Авторы Джеймс Кузес и Барри Познер готовы поделиться секретами «правления» в книге «Управляй как бог».
Что до французов, то привыкшие к моментальному решению проблем, они все еще не готовы согласиться с тем, что теперь все будет по-другому. Противостояние затянулось, с переменным успехом победу одерживают то одна, то другая сторона. А нам только остается гадать, кто победит: менеджмент или менталитет.