Рассказываем о необычной автобиографии
В издательстве «Эксмо» вышла, пожалуй, самая странная книга о литературе. Тут нет традиционного деления текстов на роды, жанры и эпохи, только субъективное восприятие произведений профессиональным читателем.
Филолог, журналист и блогер Николай Жаринов рассказывает о том, как его жизнь переплетается с литературой и что из этого выходит. Мы решили разобраться, чем может быть полезен чужой опыт прочтения.
Что такое «Америка» в произведениях Достоевского и его же «банька с тараканами»? Какие смыслы вкладывает в свои романы и повести Стивен Кинг? И чем может привлекать 600-страничное произведение Марио Варгаса Льосы?
В аннотации к книге автор обещает уйти от сложных литературоведческих исследований, ведь «какой в них смысл после трудов Бахтина, Лотмана, Дунаева и Набокова?» Во многом эта задача выполнена, научного анализа и ссылок на труды филологических гениев в тексте действительно нет, но как же без интерпретации! К поиску скрытых смыслов вас подталкивают повествование автора и пространные цитаты, которыми наполнена книга.
Кстати, о цитатах. Ловко подобранные, они провоцируют взять именно то произведение, о котором идет речь. Жаринов использует известный сериальный прием: «Об этом вы узнаете в следующей серии». Автор обрывает цитаты на самых интересных местах, после чего возникает желание вспомнить или узнать контекст всего вышесказанного.
Читайте также: Книжные сериалы
В школе нас приучали к тому, что везде, в том числе и в чтении, должен быть порядок. Мы плавно переходили от начала XIX века к его середине, потом к XX столетию и так далее. Эта же «культура потребления» пропагандировалась и в рамках домашнего знакомства с литературой. Термин «бессистемное чтение» до сих пор несет негативную коннотацию. Жаринов показывает, что перескакивать из эпохи в эпоху, от автора к автору не только можно, но и нужно, ведь жизнь не всегда системна:
«Я ненавижу, когда литературу делят на роды и жанры. Это попытка систематизировать то, что невозможно представить в виде простой схемы. Язык — это живой организм, и когда мы раскладываем его „винтики“, то получается, что мы препарируем труп».
Автор уверен, что прочитанные произведения позволяют взглянуть на себя со стороны:
«Настоящая книга — это живые чувства писателя. То, что он пропустил через себя, пережил. И Достоевский, всю жизнь раздираемый страстями, отчаянно боровшийся с ними, прекрасно это понимал».
Мировая литература — это некий коллективный опыт, и наши проблемы уже были кем-то описаны. Едва ли в книгах вы найдете ответы на свои вопросы, но текст даст вам возможность посмотреть на ситуацию с точки зрения постороннего незаинтересованного лица. И, возможно, решение придет само.
Читайте также: Чтение и эмоциональный интеллект
Литература бывает разной. Но почему из сюжета, больше подходящего для бульварного романа, у Бунина вышел стилистически выверенный рассказ «Легкое дыхание»? Как Маяковскому удалось превратить местоимения в искусство? И чем может очаровать роман Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия»? Признаков того, что принято называть «хорошей литературой», достаточно много. Николай Жаринов описывает лишь некоторые из них, но и этого достаточно, чтобы воспитать в себе хороший вкус.