Ревность, любовь, сцена и литература
Эти писатели стали известны еще при жизни. Авторы бестселлеров, обладатели престижных литературных премий, скандалисты — с ними мечтали познакомиться многие женщины. В роли спутниц и подруг они выбрали ведущих актрис своей эпохи, прославившихся талантом, красотой и сексуальностью.
В нашей подборке — 6 историй удивительных отношений популярных литераторов и не менее известных актрис.
Записная книжка автора «Собора Парижской Богоматери» пестрела именами актрис и куртизанок, вдохновлявших его на творчество. Литератор часто менял любовниц, но с одной из них — Жюльеттой Друэ — он не расставался на протяжении пятидесяти лет, вплоть до ее смерти. Несмотря на то, что их брак не был зарегистрирован официально (к моменту их встречи Гюго уже был женат), только Жюльетту писатель называл своей настоящей женой.
С малоизвестной актрисой Виктор познакомился на читке его пьесы «Лукреция Борджиа» в театре Порт-Сен-Мартен. Он тут же влюбился. В списке любовников Жюльетты уже значились скульптор Жан Жак Прадье и русский князь Анатолий Демидов, но это не смутило писателя — как и уговоры друзей прервать отношения с «падшей женщиной».
Жюльетта искренне любила Гюго. Ради него она оставила театр, перестала появляться на светских мероприятиях, продала роскошный гардероб и перебралась в скромную квартирку, которую ей снял новый воздыхатель. Бывшая актриса жила на жалованье, выплачиваемое ей любовником за работу с его черновиками и корреспонденцией.
А вот Гюго с возрастом пустился во все тяжкие. Он менял любовниц одну за другой, некоторых приводил домой, а однажды даже увел девушку — известную актрису Алису Ози — у собственного сына.
И все же он не покидал Жюльетту до последних дней ее жизни. Когда она заболела раком кишечника и слегла в постель, писатель ежедневно проводил подле нее несколько часов, пытаясь приободрить и мечтая о том, как здорово они проведут следующее лето. Друэ умерла в мае 1883 года в возрасте 77 лет. Гюго пережил ее на два года.
Вторая жена Сергея Есенина стала известной актрисой уже после разрыва с поэтом, когда вышла за Всеволода Мейерхольда — своего преподавателя с Высших режиссерских мастерских.
В юности она работала машинисткой в газете эсеров «Дело народа», где публиковался Есенин. Там они и познакомились. Молодые люди обвенчались спонтанно во время поездки на Соловки, на родину их общего приятеля, поэта Алексея Ганина. Сергею было 22, Зинаида же — на год старше.
Это был неудачный во всех отношениях брак. Бедность, голод, пьянство Есенина, его побои в состоянии ревности привели к тому, что супруги часто расходились и большую часть времени жили порознь. Несмотря на это, им удалось родить двоих детей — Татьяну и Константина. Правда, второго ребенка поэт сначала не признал. «Фу! Чёрный! Есенины черные не бывают», — произнес он, впервые увидев сына.
Спустя четыре года после помолвки их официальный брак был расторгнут. Зинаида поступила на курсы к Мейерхольду, который был на двадцать лет старше нее. Очарованный красотой и талантом студентки, режиссер после 25 лет брака оставил супругу и троих дочерей и женился на Райх, усыновив детей Есенина. Во что бы то ни стало он решил сделать возлюбленную звездой своего театра, и ему это удалось: режиссер уволил более талантливых актрис, и Зинаида таким образом получила роли Аксюши в «Лесе» Островского, Анны Андреевны в «Ревизоре» Гоголя, Маргариты в «Даме с камелиями» Дюма-сына и даже Гамлета!
Стоит отметить, что через пару лет после разрыва с Есениным Райх возобновила с ним встречи. Они виделись тайно на квартире ее подруги. Мейерхольд ревновал, но терпел этот вновь вспыхнувший роман. Когда в 1925 году поэт покончил жизнь самоубийством, Зинаида и Всеволод пришли на его похороны. «Сказка моя, куда ты уходишь!», — повторяла женщина во время прощания с литератором.
Актрису, сыгравшую в картинах «Три товарища» Семена Тимошенко и «Война и мир» Сергея Бондарчука, называют «последней любовью Владимира Маяковского». 21-летняя выпускница школы МХТ стала единственным свидетелем самоубийства.
Они познакомились благодаря другой любовнице Владимира Владимировича: юная актриса играла в фильме Лили Брик «Стеклянный глаз» и по приглашению ее мужа Осипа пришла на скачки, где был и Маяковский. В тот же вечер они встретились в гостях у писателя Валентина Катаева и вскоре начали видеться каждый день (даже несмотря на то, что Вероника уже была замужем).
14 апреля 1930 года Владимир Владимирович привез девушку в свою комнату на Лубянку. К тому моменту они встречались более года. Вероника спешила в театр: в 10:30 была назначена репетиция у Немировича-Данченко. Маяковский не хотел отпускать возлюбленную, умолял ее уйти из театра и бросить мужа.
Спустя 60 лет 82-летняя Полонская так вспоминала то утро:
«Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал... Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», — сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей... Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела еще не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть... Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»... Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер...»
В предсмертной записке литератор написал: «Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская». На похороны актриса не пришла: многие сочли именно актрису виновной в гибели поэта.
Автор «Трех товарищей» и «Триумфальной арки» часто водился с актрисами. Более 10 лет он был влюблен в Марлен Дитрих — письма к этой женщине легли в основу книги «Скажи мне, что ты меня любишь...». В квартире подруги Лени Рифеншталь — актрисы, а впоследствии любимого режиссера Адольфа Гитлера — он писал «На Западном фронте без перемен». С восходящей звездой немецкой сцены Рут Альбу писатель встречался после развода с первой женой: именно она предложила ему вкладывать огромные гонорары в картины Ван Гога, Дега, Сезанна, Ренуара, благодаря чему впоследствии Ремарк стал известным коллекционером. Кроме того, ему приписывали роман с Хеди Ламмар — актрисой, впервые сымитировавшей на экране оргазм, которая, кроме всего прочего, занималась наукой и разработала «секретные системы связи» — ее патент стал основой для разработки современного Wi-Fi.
Последней женой писателя, которая помогла пережить ему безответную любовь к Марлен Дитрих и спасла от депрессии, стала Полетт Годар — бывшая супруга Чарли Чаплина, номинантка на премию «Оскар». Они поженились в 1958 году спустя 7 лет после знакомства и не расставались вплоть до смерти Ремарка в 1970-м. «Все нормально. Нет неврастении. Нет чувства вины. Полетт хорошо на меня действует», — писал литератор. Эта женщина помогла Эриху закончить роман «Искра жизни», ей он посвятил «Время жить и время умирать».
Если с Ремарком кинодива состояла в интимных отношениях (весьма посредственных, по словам самой Дитрих), то с его современником Эрнестом Хемингуэем ее связывала исключительно платоническая любовь — но зато какая! Они переписывались и созванивались на протяжении долгих лет: Эрнест делился с Марлен сюжетами будущих произведений, актриса рассказывала Нобелевскому лауреату последние голливудские сплетни.
Они познакомились в 1934 году на борту лайнера «Иль де Франс», направлявшегося в Нью-Йорк: Марлен заказала в баре коктейль с содовой, когда к ней подошел темноволосый мужчина, представившийся Хемингуэем. «Я писатель», — произнес он. «Мне это известно. „И восходит солнце“», — был ответ актрисы.
«Про себя я подумала, что позволила бы ему сделать именно это. В моей постели, — вспоминала позже актриса. — Мы не спали вместе, но просидели в баре до закрытия. К концу вечера во время долгой прогулки по палубе я называла его Папой, а он ни разу не произнес моего имени». По словам Дитрих, в ту ночь она нашла себе друга на всю жизнь.
В 2016 году в журнале The New York Times Style Magazine автор романа «Жутко громко и запредельно близко» и обладательница премий «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA обнародовали свою интимную переписку, длившуюся на протяжении 15 лет.
Писатель и актриса в онлайн-сообщениях делятся новостями из жизни, рассказывают о своих возлюбленных, обсуждают искусство.
«Мой бывший бойфренд звал меня Москвой. Говорил, что я всегда, когда еду в машине, печальна, как Москва, как русская новелла о любви или одна из пьес Чехова», — вспоминает в одном из писем актриса.
«Шабат не способен остановить часы, но за него это сделает почта. Когда все, что было потеряно, останется в прошлом, я всегда смогу откопать письма, с которых начались наши отношения, и пережить все вновь», — пишет в ответ Фоер.
По слухам, ради Портман литератор оставил в 2014 году жену и детей, после чего та прекратила общение с Фоером и отказалась экранизировать его книгу о пользе вегетарианства. Впрочем, многие полагают, что периодически появляющиеся в прессе слухи об отношениях писателя и актрисы — лишь хитро продуманный пиар.