9 октября, 2018

Убийства с отягчающими обстоятельствами

Рассказываем, почему стоит прочитать детективы Элизабет Джордж

Элизабет Джордж, один из главных детективных авторов современности, в этом году отмечает двойной творческий юбилей. Во-первых, в 2018-м вышла 20-я книга из серии об инспекторе Томасе Линли и сержанте Барбаре Хейверс «Наказание в награду». Во-вторых, 30 лет назад был опубликован дебютный роман Джордж «Великое избавление», который принес писательнице несколько литературных наград. С тех пор ее произведения регулярно попадают в списки бестселлеров. Почему они остаются популярными вот уже много лет, объясняем в нашем материале.

 

Новая недобрая Англия

Все, кто сначала знакомятся с книгами Элизабет Джордж и уже потом с ее биографией, сильно удивляются, когда выясняют, что писательница родилась и прожила большую часть жизни в США. Она так подробно описывает в своих романах разные уголки Великобритании, от Шотландии до Корнуолла, будто является коренной англичанкой.

Безусловно, Англия сама по себе выигрышный сеттинг, но настоящего англофила Джордж интересуют не только зеленые лужайки и поместья. Она пишет и о менее приглядной стороне любимой страны с местечковыми гангстерами, бритоголовыми подростками, дедовщиной в частных школах, мигрантами и нервными белыми воротничками из Сити, увязшими в кредитах. Неблагополучные районы на задворках Лондона, серость морских курортов в низкий сезон, скромные кемпинги в Уэльсе — все это присутствует в ее книгах. Ну и поместья и роскошные особняки Кенсингтона и Челси тоже. Как-никак, один из главных героев Джордж — потомственный аристократ.

Ватсон, который уделывает своего Холмса

Крутой парень с пристрастием к алкоголю и женщинам — такое расхожее клише детективных романов, что Джордж, выбирая главного героя своих книг, решила пойти от противного. Ее Томас Линли — инспектор Скотленд-Ярда, лорд, восьмой граф Ашертон и со всех сторон положительный человек. Он красив, умен, деликатен с начальством, не пьет и культурно сохнет по давней подруге. Одна из немногих его проблем заключается в том, что окружение и коллеги не понимают, что наследник знатного рода и солидного состояния нашел в работе следователя. Вторая — в напарнице сержанте Барбаре Хейверс, которая должна выполнять роль Ватсона при Холмсе (спойлер: не выполняет). Эта простолюдинка средних лет с лишним весом и безразличным отношением к собственной внешности и хорошим манерам берет на себя амплуа bad ass.

Впрочем, довольно быстро Джордж разрушает и эти шаблоны. За невозмутимостью Линли прячется целый ураган страстей и страстишек, а Хейверс на поверку оказывается проницательной, хрупкой и чрезвычайно преданной женщиной. А еще так себе Ватсоном, поскольку, почувствовав след, несется к разгадке впереди своего шефа, начисто забывая о субординации. Уже спустя несколько книг эти герои становятся родными, и следить за их трансформациями становится так же интересно, как и за расследованиями.

Это больше, чем остросюжетная литература

Романы Элизабет Джордж относят к психологическим детективам. Однако это скромное определение вряд ли подготовит читателя к тем эмоциональным качелям, на которых он окажется. Травмирующие отношения родителей и детей, одиночество, ошибки, переламывающие жизнь на до и после, желание любви, толкающее на рискованные действия — вот лишь немногие темы, затрагиваемые в книгах Джордж. При этом она старается избегать дидактичности, заставляя читателя сопереживать многим героям (иногда и тем, кто в финале оказывается на скамье подсудимых).

Джордж виртуозно играет с чувствами читателя. Вы будете без остановки перелистывать страницы толстенного тома, где есть один подозреваемый, до самого финала гадая, виновен тот или нет. По настроению ее книги в чем-то близки романам Александры Марининой, которая, к слову, является ценительницей творчества Элизабет Джордж.

Преступления, напоминающие о реальности

В юности Элизабет Джордж с интересом следила за криминальными сводками и даже признавалась, что без них вряд ли бы вдохновилась на свой первый детектив. Эту привычку она сохранила, став профессиональным писателем, поэтому в сюжетах ее книг можно найти отголоски реальных громких преступлений. Например, некоторые детали романа «Всего одно злое дело», такие как агрессивные заголовки таблоидов и сотрудничество Скотленд-Ярда с итальянской полицией, были навеяны убийством Мередит Керчер.

Работа с повесткой дня создает эффект сопричастности — будто расследование происходит рядом с читателем.

Максимальное погружение

В одном из интервью Элизабет Джордж призналась, что не считает принцип писать только о том, в чем хорошо разбираешься, верным. Ведь это значительно ограничивает писателя. Она в работе над книгами берется за незнакомые для себя темы, но так активно сотрудничает с консультантами, что в итоге получаются максимально достоверные картины.

В работе над «Школой ужасов» Джордж объехала несколько частных школ, общалась с директорами, учителями и студентами, чтобы понять, как там все устроено. А сделав одного из своих персонажей кровельщиком, в компании настоящего строителя изучила все особенности этой профессии. И все ради одной улики. И, конечно, перед очередным романом она старается посетить любимую Англию, чтобы пройти маршрутами своих героев.

Именно из-за такой кропотливой работы она балует читателей новинками не чаще одного раза в год. Но на выходе они получают такую детальную картину, что буквально проживают все 400, а то и больше страниц.

Читайте также