В современном Young Adult найдутся истории на любой вкус. У читателей и писателей есть свои любимые литературные тропы, конфликты и характеры. Но даже в самый популярный и растиражированный сюжетный ход каждый автор привносит что-то свое, чтобы книга заиграла новыми красками.
В нашем спецпроекте «Молодежные тропы» мы расскажем о том, какие сюжеты выбирают популярные авторы Young Adult и их аудитория, а потом подробно разберем самые яркие и необычные из них. В первой статье Анастасия Гор, Ася Лавринович, Джек Гельб и другие звезды современной молодежной прозы поделятся сюжетами, от которых их сердца бьются быстрее.
Анастасия Гор, автор трилогии «Ковен озера Шамплейн» и романа «Рубиновый лес»
Один из моих любимых сюжетных тропов — это бегство. Когда герой находится в поисках убежища, путешествует по разным городам, прячется от прошлого, а в какой-то момент вдруг находит новый дом и новую семью. От этого веет каким-то уютом, приключениями и роуд-муви. Словом, тем, на что в реальной жизни я бы никогда не решилась.
Также мне нравится сюжетный ход, когда главный герой сразу имеет какой-то особый статус или титул, а не становится избранным в одночасье.
Если же говорить о романтических тропах, то обожаю троп со звериным началом. Например, когда один из героев не является человеком и оставляет на возлюбленном «метки» вроде укуса или запаха, чтобы таким образом присвоить его себе. Что-то в этом есть!
Ася Лавринович, автор романов «Все из-за тебя» и «Влюбить за 90 секунд»
К моменту выхода на бумаге шестнадцатой книги, мне кажется, я перепробовала уже практически все тропы. Всегда хочется поэкспериментировать. Разве что ни разу не затрагивала сюжет «запретная любовь». Мне самой читать книги на эту тему неинтересно, поэтому и желания написать не возникало.
Чаще всего использую троп «от дружбы до любви». Даже не знаю, почему так получается. Хотя в дружбу между мужчиной и женщиной верю.
Самые популярные мои книги написаны на темы «от ненависти до любви» и «фиктивные отношения». Читатели обожают перепалки главных героев. А я не против потрепать своим персонажам нервишки.
Бытует мнение, что многие любители романтики хотят читать про «плохих парней». Здесь я, увы, иду наперекор и пишу исключительно про хороших. У моих героинь нет времени и желания кого-то «перевоспитывать». Хочется писать про здоровые отношения.
Новая книга «Только попробуй уйти» написана на непопулярную у меня тему «любовный треугольник». Знаю, что некоторые читатели относятся к этому тропу с осторожностью. Ко всем героям прикипаешь, и в любом случае кто-то останется с разбитым сердцем. Я добрый автор, мне не нравится расстраивать читателей. Поэтому смело берите книгу в руки. Любви и счастья хватит на всех.
Джек Гельб, автор романов «Гойда» и «Проклятье Жеводана»
Мой любимый троп: «волк остался бы жив, если бы не заговорил с маленькой девочкой в красной шапочке». Самое главное в погоне за зверем — самому не стать добычей. Тема охоты безумно завораживающая, особенно если читать ее как метафору любви. Кто за кем гонится и кто кого сожрет, остается неясным до последнего.
В моей книге «Проклятье Жеводана» главный герой — из семьи потомственных охотников. Однако, в отличие от своих предков, семейное ремесло в привычном понимании вызывает в нем лишь отвращение. Куда интереснее охотиться за ускользающими смыслами и намеками в старинных алхимических манускриптах.
Лена Сокол, автор романтических историй «Другие МЫ» и «Плохая девочка»
Я бы выделила три тропа. «От ненависти до любви» — самый популярный троп на все времена. Лучше, если герои будут из разных социальных слоев и абсолютно противоположными по характеру — такими, которые никогда не должны были встретиться, если бы не судьба-злодейка, столкнувшая их вместе. Разумеется, они невзлюбят друг друга с первого взгляда и влюбятся по уши уже с первого поцелуя. Перепалки, эмоции от «терпеть не могу» до «как жить друг без друга?» — это то, что обожают читатели. Признаюсь, у меня больше половины книг с таким тропом: например, «Другие МЫ», «Люблю, скучаю... ненавижу!» и «Водитель для дочери».
Троп «сводные» уже несколько лет невероятно популярен в разделе электронных книг. Я рада, что все больше бумажных книг выходит на эту тему, ведь она буквально неисчерпаема, и каждый автор привносит в нее что-то свое. Главное, общий смысл завязки: судьба сводит пару, где у каждого есть дети от первого брака, и вот уже эти подростки вынуждены жить на одной территории, пытаясь найти общий язык и испытывая попеременно то ненависть, то симпатию друг к другу. Истории на тему сводных всегда полны эмоций и страсти, как, например, «Плохая девочка».
И, конечно, «бэдбой и примерная девочка». Этот троп в тренде еще со времен «Трех метров над небом». Для завязки нужен один свободолюбивый хулиган и одна послушная папина дочка, а дальше — столкновение миров и характеров, приключения, скорость, страсть и вся палитра эмоций первой запретной любви, против которой, разумеется, выступит старшее поколение. Я обожаю писать истории с таким тропом, получается всегда что-то захватывающее и трогательное. Яркие примеры — «Кей & Джема» и «Разрешите влюбиться».
Яна Лехчина, автор романа «Лихо. Медь и мед»
Я люблю сюжеты-путешествия: вместе с героями посещаешь разные места, встречаешь разных людей и по кусочкам собираешь картину мира, как витраж. Получается смесь культур, личностей и событий — очень интересно, на мой взгляд, и помогает раскрывать не только сеттинг, но и главных героев.
Еще люблю создавать ситуации, в которых персонажи не ждут помощи от других и не полагаются на физическую силу или особый дар. Хитрость, мудрость, рассудительность и осторожность — вот что защищает и спасает больше, чем случайная вспышка магии. И, к слову, о магии: обожаю, когда «у колдовства есть цена» и чародей не становится всемогущим просто потому, что он чародей.
Люблю отсылать к мифологическим сюжетам, народным сказкам, обыгрывать тропы. Например, брать персонажа, который по образу типичный второстепенный герой, и выводить его на передний план. Мне нравится думать, что раз все люди разные, то и центральные персонажи могут быть любыми.
Екатерина Звонцова, автор романа «Серебряная клятва»
Я люблю работать с психологизмом, стилизацией и контрастами. Поэтому мой любимый сюжетный троп (и авторский, и читательский) — это «хороший и плохой полицейский». Среди моих героев действительно много полицейских, и зачастую у них очень разные взгляды на жизнь и подходы к работе. Да и если полицейских в книге нет, у парочек друзей и возлюбленных все равно прослеживается этот вайб: один человек — непредсказуемое добро с очень крепкими кулаками, а второй — солнышко и зайчик, и только вместе у них все получается.
Второй троп — «пляски вокруг мертвеца». Термин авторский, но пусть так. Еще со времен «Крупной рыбы» Уоллеса я люблю истории, начинающиеся со смерти, не предполагающей воскрешение, но которые показывают долгие попытки эту утрату осмыслить, раскрыть какие-то тайны покойного или лучше понять, что двигало им при жизни. В общем, смерти, меняющей живых.
Третий — «шкатулочный роман». Это когда внутри одной истории прячутся другие: дневник, книга, которую кто-то пишет, или просто вставные новеллы, легенды и мифы. И все это неотрывно от сюжета.
Алекс Анжело, автор романа «Кай» и цикла «Мир Дэвлата»
Сложно назвать какие-то определенные сюжетные линии. Сначала рождается идея произведения, после — сама идея уже требует своего подхода и различных тропов. Но мне очень нравится работать с ретроспективой. Когда герои имеют общее прошлое, которое неизменно влияет на то, что происходит с ними в настоящем. По моему мнению, это наполняет написанную историю глубиной, лучше всего раскрывает характеры и помогает увидеть то, насколько сильно персонажи изменились к финалу книги.
Еще, как и многие авторы и читатели, я люблю троп «от ненависти до любви». Он изначально захватывает внимание, хотя требует немало сил в исполнении. Необходимо долго размышлять над сюжетом, чтобы ненависть между героями была оправданна, а переход к любовной линии выглядел естественно, а не чем-то инородным, появившимся лишь по желанию писателя.
На книги наших авторов действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.