Василий Павлович Аксенов

Биография

Василий Павлович Аксенов появился на свет 20 августа 1932 года в Казани. Его отец был председателем Казанского горсовета, а мама работала преподавателем и заведовала отделом культуры в газете «Красная Татария».

В 1937 году родители Аксенова были арестованы и репрессированы: им дали по 10 лет лагерей. Мать, Евгения Гинзбург, напишет впоследствии «Крутой маршрут», мемуары о ГУЛАГе. После ареста родителей маленький Вася был отправлен в детский дом для детей врагов народа. Ему едва исполнилось пять лет. Потом некоторое время мальчик жил у дяди, пока наконец мать, освобожденная из лагеря и оставленная в ссылке в Магадане, не добилась переезда Васи к ней. Пережитые события вошли потом в его знаменитый роман «Ожог».

В 1956 году он поступил в 1-й Ленинградский медицинский институт и переехал в Северную столицу. После его окончания некоторое время работал по специальности. Но в 1959 году его жизнь резко меняется: он дебютирует в литературе с повестью «Коллеги», оставляет врачебную практику и решает целиком посвятить себя написанию художественной прозы, сценариев и пьес. Его произведения ставятся в театрах, экранизируется, с 60-х активно печатается в журнале «Юность».

Его карьера шла в гору вплоть до 1963 года: Хрущев подверг его публичной критике. В 1966 году он был задержан во время антисталинской демонстрации. После окончания «оттепели» писателя перестали печатать. В ответ на попытки «идеологических проработок» вышел из состава Союза писателей СССР. Он был лишен советского гражданства и выслан в США.

После развала Советского Союза вернулся в Россию. Он поддерживал реформы, организовывал просветительские мероприятия и часто выступал на различных дискуссиях.

Писатель ушел из жизни 6 июля 2009 года.

Семья и личная жизнь

Был женат дважды. От первой супруги, Киры Менделевой, у него родился сын Алексей, ставший впоследствии художником-постановщиком. Со второй женой, Майей Афанасьевной Змеул, он прожил до конца жизни, общих детей у них не было.

Общественная деятельность

Был известным диссидентом и антисталинистом, поддерживал демократическое российское движение. Публиковался в самиздатовском альманахе «Метрополь».

Награды

Был членом Пен-клуба. Также является лауреатом Русского Букера за 2004 год. Кавалер французского Ордена Искусств и литературы.

Экранизации

Сам он написал больше десятка сценариев к различным кинолентам. По его собственным произведениям снято несколько фильмов и сериалов. Самые известные из которых: «Московская Сага» и «Таинственная страсть»

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Лекции по русской литературе

Ощущения после прочтения очень теплые. Как будто пообщалась с автором вживую. Наверное, для этого и нужны такие воспоминания. Ведь это очень важно не терять своих корней и знать тех людей, которые сделали на мир добрее и правильнее. Читала с огромным удовольствием. Хотелось бы порекомендовать этот сборник историй всем, кому не безразлично творчество великого человека, на кого оказали огромное влияние его книги. Мне кажется это человек символизирующий целую эпоху в нашей культуре, в наем образовании. Надеюсь, что таких книг-воспоминаний будет появляться все больше.  

Читать полностью
Лекции по русской литературе

Крутейшая книга, которая навсегда станет одной из самых дорогих сердцу. Вот такие воспоминания о людях, которые были близки мне по духу я берегу в глубине своего сердца. Эта книга попалась мне совершенно случайно и я благодарна судьбе за это. Я читала и наслаждалась. Окунаясь в годы своей молодости невозможно не испытывать тех отголосков счастье. Я очень чувствительный человек и такая проза мне необходима чтобы постоянно получать положительные эмоции. Нас таких динозавров в литературе осталось немного, но тем сильнее наша страсть к любимому делу. Я просто наслаждаюсь от чтения мемуаров и историй из жизни, ведь возможно и обо мне кто-нибудь черкнет пару добрых слов после заката моего солнца. Надеюсь, что таких книг будет больше. Ведь они несут такую позитивную энергетику, что хватит порадовать многих.

Читать полностью
Лекции по русской литературе

Эта книга — яркий пример того, как важна правильная подача материала. Аксенов мастерски работает над каждой строчкой и абзацем. Помню, во времена учебы в институте тосковала на лекциях по литературе. Но не потому, что не интересовалась темой. Причина была в преподавателе, который попросту не умел заинтересовать студентов. Талантливые, незаурядные писатели с мировым именем у него почему-то превращались в скучных, «плоских» персонажей. И все сводилось к системе «родился, женился, написал, уехал, умер». Нам же хотелось знать, чем дышал автор, хотелось понять, постичь глубину его души. Все это я всегда находила в книгах и работах Аксенова. Уверена и в новой, он заполнит пробелы, оставшиеся со студенческих времен. Судя по небольшим кусочкам текста, будет читаться легко и интересно, чувствуется контакт и с самим автором, и с героями его историй.

Читать полностью
Лекции по русской литературе

Я очень не люблю писать негативные отзывы. Но сегодня мне и не придется этого делать. Книги Аксенова всегда безупречны, какае-то «живые», что ли.  Честно говоря, для меня каждая работа приятное открытие, читается на одном дыхании. Авторы-составители стараются на славу, хотя, конечно, ни в коем случае нельзя списывать со счетов безграничный талант Василия Аксенова, его легкую манеру подачи информации. Простым языком о сложных вещах — так бы я охарактеризовал каждый его литературный труд. Однозначно, буду рекомендовать своим знакомым. Считаю, такая книжка должна быть в арсенале каждого ценителя печатного слова. Да и студентам-филологам будет полезно с ней познакомиться.

Читать полностью
Апельсины из Марокко

Не могу назвать Аксенова великим писателем 20-го века. У него своеобразный взгляд на искусство, который можно объяснить трудной жизнью в детском доме и обидой на правительство за репрессии родителей. Наверно по этой причине он стал резким антисталинистом. За что и был выслан из СССР. Практически в каждом его произведении сквозит неприязнь к существующей в то время системе. Если рассматривать эту повесть, то апельсины тут выступают неким символом свободы. Но символ этот маленький, на всех не хватит, значит, его надо разделить. Точно так же «делят» двух главных героинь. Точнее, они сами разрываются, не зная, какой выбор сделать. Книгу однозначно буду перечитывать, когда она выйдет в продажу. И всем любителям прозы 60-х годов советую с ней ознакомиться.

Читать полностью
Апельсины из Марокко

Очень люблю прозу Аксенова! Он пишет замечательно! Его повести могут понять, как и взрослые, так и дети. С этим произведением я познакомилась еще в подростковом возрасте. Тогда оно произвело на меня огромное впечатление! Собственно, апельсины здесь употребляются скорее в переносном смысле. Но главный посыл в том, что в эпоху 60-х это был необычный и дефицитный продукт, тем более на Дальнем Востоке. Апельсин здесь выступает символом солнца, прорыва и свершившегося чуда! Возможно, кто-то найдет отсылки к известной считалке: «Мы делили апельсин…», но на мой взгляд это слишком примитивное сравнение. Самое главное, что эта книга о людях, а не о фруктах. Очень рада, что снова смогу ее купить в твердом переплете.

Читать полностью
Все отзывы (13)

Рецензии СМИ

Ленд-лизовские. Lend-leasing

Заплясали в коки-маки. Майя Кучерская. «Ведомости»

Этот роман был обнаружен в компьютере писателя его сыном, текст оказался готов примерно на две трети. Долгие годы Аксенов отсекал все предложения написать мемуары, объясняя, что «любая страница художественного текста — это попытка удержать или вернуть пролетающее и ускользающее мгновение». То есть, говорил, по сути, Аксенов, каждый из 25 его романов отчасти автобиографичен.

И все же на излете жизни он решился взяться за вроде бы «лобовую» автобиографическую прозу. Возможно, чтобы вернуть исторический долг союзникам, помощь которых Союзу во время Второй мировой войны замалчивалась и приуменьшалась. Тем не менее «Ленд-лизовские» — текст документальный лишь отчасти, хотя Аксенов действительно описал здесь неуютное военное детство.

Подробно и страшно рассказал, как его, сына арестованных партийных работников Павла Васильевича и «Жени Гинз», чудом удалось вывезти из детдома для «вражеских» детей, где большую часть времени пятилетний Акси-Вакси (так зовут главного героя) проводил «в подкоечном царстве» — под кроватями. Акси-Вакси переехал к родственникам в Казань, жизнь там тоже оказалась вполне брутальной. Злые драки шпаны, когда могли и «финкарем пощекотать», постоянная борьба за власть и невидимые взрослым привилегии, смертный голод, наступивший во время войны. Аксеновские описания супов военного времени — в воде одного плавают кусочки капусты, другой наполовину состоит из земли — следует читать перед обедом сегодняшним капризным детям.

Повествование о нищем быте, внезапных просверках лендлизовской тушенки, военных танцульках в парке, фильмах, просмотренных мальчишками с деревьев, прерывается болезненными воспоминаниями о том, как после ареста родителей Акси-Вакси увезла из родного дома опермашина. Как потом он все-таки свиделся с заключенным отцом и сейчас же попросил «покатать его на верблюде». Отец под пристальными взглядами охранников посадил сына на плечи и вразвалку пошел по кабинету, изображая верблюда.

Но Аксенов не был бы Аксеновым, ограничься он лишь натуралистическими подробностями. Реализм этой из сегодняшней перспективы совершенно невыносимой жизни внезапно разрывается как бумажное полотно; Аксенов протыкает карандашом дырку и отправляет читателя в волшебный театр. Во второй части романа подросший Акси-Вакси пускается в плавание на катере «Знаменательный» Краснознаменной Волжско-Каспийской речной флотилии к бухте «Острова-99», чтобы присоединиться к флотилии кораблей лендлиза. Разворачиваются сказочные морские битвы с врагами лендлиза, разыгрываются первые влюбленности, начинает пританцовывать и язык (см. цитату), и в конце концов делается ясно как день: писательский дар Аксенова нелинейного свойства, скучно ему было просто вспоминать и описывать реальные события, и на краю этого вроде бы документального романа примостились фантазия и литературный эксперимент.

Чем закончатся приключения русского языка и Акси-Вакси, мы не узнаем уже никогда. Но запомним Акси-Вакси именно таким: прекрасным и юным. Несущимся под парусами «летучего на десяти моторах некоего аппарата», над светящимися дюнами, озаренными восходящим солнцем. Именно такова последняя законченная сцена романа.

Читайте полную версию статьи на сайте «Ведомостей»

Читать полностью

Цитаты

Все цитаты (9)

Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам