Александр Николаевич Громов

Книги Александра Громова (род. 1959 г.), как говорится, обречены на успех. Будучи по образованию инженером-радиотехником и всерьез увлекаясь астрономией, писатель-фантаст создает в своих романах детально выписанную реальность.

Александр Громов пишет в жанре традиционной научной фантастики. Футуристические декорации в которых действуют его герои не более чем художественный прием автора.

В центре же художественного исследования писателя стоит человек, личность, взаимодействие части с целым, индивидуума с социумом.

Произведения Александра Громова стали появляться в печати еще в начале девяностых годов прошлого века и сразу привлекли внимания любителей так называемой социальной фантастики.

Как в шутку говорит о себе сам автор: «Рецепт моих романов прост. Нужно выдумать некое общество, сделать там некую гадость, а потом просто следить за тем, что из этого получится!»

Между тем, романы автора далеко не так просты, как он говорит. Проблемы, которые поднимает Александр Громов в своих произведениях, далеки от юмора. Роль личности в истории, испытание властью, способность к самопожертвованию, вот далеко не полный перечень тех вопросов, которые попадают в поле зрения писателя.

Прибавьте к вышеперечисленному недюжинное литературное дарование автора и станет ясно, за что его любят поклонники.

Читать полностью Свернуть текст

Рецензии СМИ

Человек отовсюду

Пути люденов

Хороший роман (даже если это фантастика) невозможно воспринимать вне контекста эпохи. Это всегда отражение политической ситуации и жизненных реалий, полемика с предшественниками, установление своих физических законов и моральных императивов. Чем хорош Александр Громов — уже много лет его романы всегда в контексте. Более ранние вещи казались более резкими и в то же время более безнадёжными, словно автору не хотелось даже надеяться на лучшее будущее. Со временем в произведениях Громова мало-помалу прорезался сдержанный оптимизм, он до сих пор один из немногих российских фантастов-гуманистов, интересующихся не только внутренним устройством ракетных двигателей и кишок инопланетян, но и душевными качествами своих героев, их этическими проблемами и социальной ответственностью.

«Человек отовсюду» — прямое продолжение романа «Ребус-фактор» — истории планеты Твердь, взбунтовавшейся против земного владычества. Приключения одного хорошего, порядочного и пассионарного мальчика Ларса Шмидта, его мамы-подпольщицы, папы-президента, друзей, любимых и идейных противников. Справиться с земными войсками твердианам (почему не твердянам?) помогла бактерия «темпо», подарок с соседней планеты Марция. Под воздействием этой бактерии человек обретал невероятную скорость передвижении и за счёт этого становился превосходным бойцом. Вторая книга начинается с того, что планета Марция внезапно гибнет. По мнению президента Тверди Варлама Гергая — гибнет от туннельной бомбы. Уцелевших марциан земляне собирают в специальные лагеря, дабы попробовать выделить «темпо» из их организмов и спасти уникальный ресурс. Гергай отправляет туда Ларса под видом добровольца, дабы внедрить его в земную разведку. Но ситуация оказывается гораздо интереснее, чем мог бы предположить господин Президент.

Чёрные корабли, вечный кошмар освоенной Ойкумены, как выяснилось, имеют хозяев. Хозяев всемогущих, мудрых и крайне заинтересованных в высококачественных представителях человеческой породы. Они уже перескочили на принципиально иную ступень развития, запросто обходятся с физическими законами и темпоральными парадоксами, однако им всё ещё нужны рычаги влияния на человеческую расу, рабочие манипуляторы в заселенном пространстве и — самое главное — выдающиеся, талантливые малыши, из которых будут растить полноценных членов нового общества. Ларс оказался идеальной кандидатурой для такого манипулятора, вернее одного из множества манипуляторов. Под руководством опытного наставника он начинает новую жизнь...

Вообще в романе возникает очень много своевременных вопросов. Про цену большой политики и правоту меньшего зла. Про пути развития сверхцивилизации, столь очевидно параллельные путям люденов и Странников, что даже название одной из планет — Надежда — смотрится мостиком между двумя фантастическими реальностями. Громов любит давать читателям повод задуматься над традиционным «Кто я? Откуда я? Куда я иду?» и, предлагая свой вариант ответа, не навязывает его.

Роман динамичен, активен, полон сюжетных петель и скрещений, как это вообще свойственно стилю Громова. Из недостатков — скромному критику он показался не слишком эмоциональным, при всех играх ума неглубоко задевающим чувства. Но это субъективные претензии. А в остальном — книга бесспорно хороша, демонстрирует традиционно высокий авторский уровень текста. Желаю приятного чтения.

Источник: prochtenie.ru

Читать полностью

Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам