Встречи с авторами Подбор подарка

Александр Мелихов

Биография

Александр Мелихов — известный русский писатель и литературный критик, автор нашумевшей трилогии «И нет им воздаяния».

Александр Мотелевич Мелихов родился 29 июля 1947 года в городе Россошь Воронежской области. В юности отдавал предпочтение точным наукам и после школы пошел учиться в Ленинградский университет на мехмат. После окончания учебы пошел работать в научно-исследовательский институт прикладной математики при ЛГУ, защитил диссертацию, получив звание кандидата физико-математических наук.

Предрасположенность к точным наукам не стала помехой к развитию писательских талантов, и уже с 1979 года произведения Александра Мелихова стали появляться в таких журналах, как «Новый мир» «Нева», «Звезда», «Октябрь» и многих других.

Над трилогией «И нет им воздаяния» автор работал более 20 лет. Ее первая часть — роман «Исповедь еврея», отмеченный премией Союза писателей Санкт-Петербурга, — вышла в свет в 1994 году. Критики сравнивали ее по произведенному на общество эффекту с книгой Александра Солженицына «Двести лет вместе». В 2011 году вышла вторая часть в книге «Тень отца», а завершилась семейная сага романом «Изгнание из памяти».

Произведения Александра Мелихова неоднократно отмечены жюри литературных премий и профессиональным сообществом. Так, писатель является обладателем Набоковской премии Союза писателей Петербурга, Премии имени Гоголя, премий «Серебряное перо» «Учительской газеты» и «Антифашист» и победителем международного лермонтовского конкурса «Белеет парус одинокий».

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Елена
25 ноября 12:23
Первую часть трилогии прочитала давно, в 90 гг. Тогда роман открыл новую парадигму понимания мира, точнее - себя в мире. Я принадлежу к поколению и группе общества, в котором ценились диссиденты, все свободное и западное, и презиралась наша советская жизнь. Хотя я и не полукровка, а чисто русская по всем - родителям, бабкам и дедам, насколько знаю по документам до 17 века, сходство впечатлений моего детства с детством главного героя просто поразительное. Я тоже была чужаком, может, потому, что была из интеллигентной, в прошлом дворянской семьи, а жили мы в заводском городе, полном народу с зоны, и в классе дети смеялись над всем хоть немного возвышенным. Да еще и по здоровью я была хуже всех, отставала, вот и получила по полной и насмешек и всего остального. Роман открыл простую истину: мы тоже чего-то стоим. Моя жизнь тоже имеет свою маленькую полочку в вечной библиотеке истории. Мой дед, лежащий в братской могиле, расстрелянный прадед, мать, отработавшая всю жизнь на военном заводе - все они герои великих событий (Кстати, параллель есть с прекрасным фильмом Шахназарова "Яды"). И наша советская прошлая жизнь наполнена огромным смыслом Человеческой жизни. Мы любили, страдали и радовались не меньше, чем герои Эллады и Рима. Читаю сейчас второй роман, пока посередине. Страшновато. Сильно. Нет отмщения. Все время вспоминаю своего отца, не пережившего перестройку. Никто пока не заплатил за свои преступления. И кому мстить? Все мы виноваты. В общем, мыслей книга рождает много. Ну, а по языку, точным и ярким образам - Мелихов, как обычно, несравним ни с кем. Читать далее
Marina Munk
22 апреля 21:25
Прочитала новую книгу Александра Мелихова "Воскрешение Лилит", аннотация которой обещает читателю "глубокое размышление писателя о женщине, ее архетипах, о божественной природе любви и человеческой природе пошлости". Автор на правах непосредственного участника и свидетеля событий выступает в роли рассказчика историй любви женщин, которых он знал лично, Изложу свои впечатления без претензий на литературный разбор, критику и, тем более, истину в последней инстанции. Сначала пару слов о художественном стиле нового для меня писателя. Возвышенный мелиховский слог - изысканно-витиеватый, нагруженный декоративными ассоциациями, - высвечивается на контрасте с приземленным предметом его употребления: романтический пафос языка растрачивается на дурь и комплексы "маленького человека". И не только на это: в подходящих по сюжету местах автор охотно прибегает к эстетствующему натурализму, красочно живописует "физику" (секс, рвоту, фекалии), но, благодаря виртуозному исполнению, физика переносится без отвращения. Авторский стиль изложения - повышенно эмоциональный, слегка экзальтированный и по-еврейски ироничный - особенно расцветает в повестях "Бессмертная Валька" и "Лорелея". Автор подыгрывает, поддакивает героиням, несмотря на то, что не одобряет их поведения. Все потому, что как человек он их жалеет, стараясь оправдать возложенную на него миссию друга, а как писатель стремится раскрыть читателю, к чему приводит людская пошлость. Повесть "Лорелея" о том, как юная чистая девушка деградирует до практичной "роскошной бабы", разрушая своими руками сказочную любовь. Рассказ "Пробуждение" разворачивает перед читателем шокирующую натурализмом историю безуспешной борьбы с женской фригидностью в те недалекие времена,когда ПРОБУЖДЕНИЕ сексуальности можно было оплатить в кооперативе "Радуга". Тут невольно задаешься вопросом. а зачем было придумывать эту пошлую историю? Ответ на вопрос, по замыслу автора, должен прийти в конце рассказа. Героиня встречает любимого человека, в ее душе ПРОБУЖДАЮТСЯ привязанность и любовь, и она вдруг осознает, что человеческие чувства гораздо важнее оргазма, к которому она так маниакально стремилась. Но, к сожалению, замысел автора остался нереализованным. Ценность недосягаемого райского наслаждения перевешивает ценность любви, и героиня малодушно сбегает с места смерти любимого мужчины. Читатель остается со своим вопросом: а что это было? Еще одно чтиво не для аристократических ушей обеспечивается в книге рассказом "Бескорыстная", где проститутка демонстрирует образец мнимого женского достоинства, брезгуя просить плату за секс-услуги. Ей должны предложить, а самой попросить - ниже ее незапятнанной чести. Удивляешься, насколько может быть вывернуто сознание у человека. Идем дальше. "Бессмертная Валька" - повесть о том, как доведенные до критического предела наивность и милосердие женщины тоже, оказывается, не соответствуют возвышенной сказке любви в понимании мужчины. Такую предельно простую бабу невозможно полюбить, зато можно время от времени заряжаться в поле ее доброты и непосредственности. Рассказчику этой истории, живущему сложной жизнью между женой и любовницей, такой милый друг просто необходим. И еще один ценный вывод для женщин из этой повести - в мужчине надо видеть Homo Sapiens, а не домашнего питомца, не больного "при смерти"; к мужчине нужно предъявлять хотя бы элементарные требования человеческого интеллекта, потому что такой подход, как у Вальки, даже самоотверженную любовь занижает до банального инстинкта. Теперь о моих любимых вещах в этой книге. Мне понравилась повесть "В родном углу" - история о дочерней любви к своему отцу, который тоже нежно любит дочь, но проблема в том, что отцы учат детей противостоять сложностям жизни порой в ущерб проявлениям сочувствия. Получилась немного занудная, но и трогательная история женского понимания и мужского благородства в семье. Самой любимой стала для меня история под названием "Новорусские помещики". Наконец-то автор встал на сторону женщины, прошедшей с мужем тернистый жизненный путь от нищеты до ново-русского богатства, а под старость лет брошенной им ради молодой любовницы. Я зауважала автора за мораль истории, озвученной мудрой героиней: "...она ясно чувствовала, что побеждена не молоденькой соперницей, а могущественным ходом вещей, повелевающим каждому наслаждаться любой ценой, хоть на краю могилы да выхватить леденец из чужого рта. А если не сумеешь, значит, ты дурак и рохля. Эта всемирная сила настолько могущественна, что проиграть ей не стыдно - стыдно только ей прислуживать, вымаливать подачки, облизываться на чужие леденцы, вместо того, чтобы гордо отвернуться и сохранить единственное, что в наших силах, - достоинство." Как это правильно - противостоять всемирной силе Пошлости силой своего достоинства! Напоследок не могу не сказать о двух отличных миниатюрах в рассматриваемой книге - это рассказы "Воскрешение Лилит" и "Божественный глагол". Что о них сказать? Вершины мелиховского стиля в комментариях не нуждаются. Читатель законно отдает себя в руки "могущественной силы наслаждения" хорошей прозой. Вспомнился польский писатель, знаток женской души, Януш Вишневский. Писатель-феминист завоевал женскую аудиторию в мировом масштабе тем, что его тонкая проза обеспечивает катарсис каждой читательнице, не зависимо от психологии ее личности. Потому что пишет о любви - о близости, счастье, восторге, надежде, доверии, сомнении, страхе, измене, разочаровании, ненависти - без чернухи. У Мелихова - другая цель. Его проза о женщине - это мазь Вишневского, которая вскрывает нарывы, изливая наружу гной - дурь, пошлость, заблуждения, скуку - чтобы на месте прыща обнажилось "человеческое", проклюнула "красота". Однако, есть ли она там, читателю не всегда очевидно. Читать далее
Ульяна
3 сентября 23:25
Забавное чтиво, столько мужских откровений. Может стать подарком с намеком. Читать далее
Все отзывы

Задайте вопрос автору

Голосование за переиздание книги

Мужчины о любви. Современные рассказы
Мужчины о любви. Современные рассказы
Мужчины книги о любви не читают. Они их пишут. Придумывают любовные коллизии, приводят истории своих героев и героинь к трагической или счастливой развязке. Иногда, в битвах с мужчинами за счастье, женщинам так хочется заглянуть им в голову, чтобы понять: почему они не любят нас так, как нам хочется? Почему слышат одно, думают другое, а делают третье? Рассказы из этого сборника написали современные авторы – те, которые в наши дни формируют культурное пространство и влияют на умы. Читайте, дорогие женщины! Может быть, именно таким образом удастся постичь мужской ход мыслей…
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
0 человек хотят, чтобы книгу переиздали
И нет им воздаяния
И нет им воздаяния
Трилогия Александра Мелихова "И нет им воздаяния" писалась долго. Первая ее часть – "Исповедь еврея" – была опубликована в 1994 году в "Новом мире". По мнению критиков, она наделала шума не меньше, чем "Двести лет вместе" Александра Солженицына. Вторая часть впервые увидела свет лишь в 2011 в книге "Тень отца". 21 год понадобился автору для того, чтобы завершить семейную сагу романом "Изгнание из памяти". Грандиозную эпопею о русской истории 20 века А.Мелихова по глубине и масштабности можно сравнить с "Тихим Доном" М.Шолохова. Яков Абрамович Каценеленбоген, вернувшись из лагеря, живет в североказа...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
0 человек хотят, чтобы книгу переиздали
Воскрешение Лилит
Воскрешение Лилит
"Так хочется любви!" – постоянно повторяет героиня одного из рассказов А. Мелихова – Лорелея московского розлива. "Так хочется любви!" – вторят ей другие персонажи. И не важно – Лукреции они или Медеи. Ведь и страшные преступления, и грехи попроще совершаются ими исключительно из-за любви – ради нее или по ее недостатку. "И так жалко всех, – пишет Дина Рубина о героях рассказов, – что сердце просто разрывается от жалости!". Новая книга А. Мелихова, в которую вошли новые произведения и написанные ранее, – это глубокое размышление писателя о женщине, ее архетипах, о божественной природе любви и человече...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
0 человек хотят, чтобы книгу переиздали
Испытание верности
Испытание верности
Олег не прочь был изменить жене. И когда Светлана ушла на ночное дежурство, а в дом неожиданно заявилась их общая знакомая, даже обрадовался. Но дальше все пошло не совсем так, как хотелось. Ночь тянулась, словно полярная, а любовь не складывалась. "В чем причина?" - недоумевал Олег. Может быть, в страхе? В страхе перед чужой женщиной? В страхе перед подлостью? А может, …в любви к жене? И все, что сейчас он мучительно переживал, – это испытание его верности? Александр Мелихов в новых и уже известных повестях и рассказах этого сборника исследует подлинность главных человеческих чувств, проверяя их...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
0 человек хотят, чтобы книгу переиздали
Мужчины о счастье. Современные рассказы
Мужчины о счастье. Современные рассказы
Про женское счастье мы, кажется, давно всё знаем. А что такое счастье по версии мужчин? Быть любимым? Стать известным? Иметь дом – полную чашу? Реализоваться в профессии? Или это возможность менять женщин как перчатки, места проживания и отдыха как галстуки – и наслаждаться, наслаждаться, наслаждаться жизнью. Которая у каждого одна, только одна… Да и есть ли оно, это счастье? Когда приходит? К кому? За что? Современные писатели, авторы сборника рассказов, отвечают на эти вопросы по-разному. Но все без исключения – ярко, образно и незабываемо!
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
0 человек хотят, чтобы книгу переиздали
Краденое солнце
Краденое солнце
Чудесная семья: родители и двое сыновей. Жизнь, подобная идиллии: чистая, добрая, словно наполненная солнцем. И вдруг – беда: младший становится наркоманом. Многих коснулось это горе. Сначала – поиски ответов на вопросы: когда это случилось? кто виноват? за что это мне? что делать? Потом – попытка понять: тот ли это славный ребенок, любимец матери и отца, или совершенно незнакомый человек, кукла, зомби? А следом – выбор решения: как прекратить невыносимый кошмар? дать погибнуть пропащему или сгинуть всем вместе? Какие бы муки ни переживал наркоман, более жестокие мучения ожидают тех, кто принимае...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
0 человек хотят, чтобы книгу переиздали
Свидание с Квазимодо
Свидание с Квазимодо
Героиня нового романа А.Мелихова – криминальный психолог, и по роду службы через ее кабинет нескончаемой чередой проходят убийцы, чья судьба зависит от ее решения – считать их вменяемыми или невменяемыми. Современные лукреции со сто первого километра, медеи из лесхоза совершают отвратительные преступления, однако побудительным их мотивом, по мнению героини, является красота. Но ведь мы постоянно слышим, что красота спасет мир, а в книге А.Мелихова красота, как верно замечает В.Пустовая, – не спасительница, а провокатор. Так, может, проще жить без красоты? Может быть, без нее мир стал бы гуманнее?
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
0 человек хотят, чтобы книгу переиздали
Роман с простатитом
Роман с простатитом
Романтик средних лет влюбляется в не слишком счастливую, но невероятно поэтичную красавицу — и одновременно испытывает приступ острого простатита, требующего унизительных медицинских процедур. К тому же, как очень многие интеллектуалы, герой и его возлюбленная вынуждены добывать кусок хлеба челночничеством — это берущиеся штурмом поезда, шмон таможенников, сон вповалку на клетчатых сумках. Еще никто не изображал любовь на таком контрасте прекрасного и безобразного. Но красота любви, красота языка в конце концов одерживают верх.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
0 человек хотят, чтобы книгу переиздали
Заземление
Заземление
Савелий – создатель своей школы в психотерапии: психоэдафоса. Его апостол – З. Фрейд, который считал, что в нашей глубине клубятся только похоть, алчность и злоба. Его метода – заземление. Его цель — аморальная революция. Человек несчастен лишь потому, что кто-то выдумал для него те идеалы, которым он не может соответствовать. Чем возвышеннее идеал, тем больше он насилует природу, тем больше мук и крови он требует. А  самый неземной, самый противоестественный из идеалов — это, конечно же, христианство. Но в жизни Савелия и его семьи происходят события, которые заставляют иначе взглянуть на жиз...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
0 человек хотят, чтобы книгу переиздали
Лучшие отзывы
Похожие авторы
Лучшие отзывы
Елена
25 ноября 12:23
Первую часть трилогии прочитала давно, в 90 гг. Тогда роман открыл новую парадигму понимания мира, точнее - себя в мире. Я принадлежу к поколению и группе общества, в котором ценились диссиденты, все свободное и западное, и презиралась наша советская жизнь. Хотя я и не полукровка, а чисто русская по всем - родителям, бабкам и дедам, насколько знаю по документам до 17 века, сходство впечатлений моего детства с детством главного героя просто поразительное. Я тоже была чужаком, может, потому, что была из интеллигентной, в прошлом дворянской семьи, а жили мы в заводском городе, полном народу с зоны, и в классе дети смеялись над всем хоть немного возвышенным. Да еще и по здоровью я была хуже всех, отставала, вот и получила по полной и насмешек и всего остального. Роман открыл простую истину: мы тоже чего-то стоим. Моя жизнь тоже имеет свою маленькую полочку в вечной библиотеке истории. Мой дед, лежащий в братской могиле, расстрелянный прадед, мать, отработавшая всю жизнь на военном заводе - все они герои великих событий (Кстати, параллель есть с прекрасным фильмом Шахназарова "Яды"). И наша советская прошлая жизнь наполнена огромным смыслом Человеческой жизни. Мы любили, страдали и радовались не меньше, чем герои Эллады и Рима. Читаю сейчас второй роман, пока посередине. Страшновато. Сильно. Нет отмщения. Все время вспоминаю своего отца, не пережившего перестройку. Никто пока не заплатил за свои преступления. И кому мстить? Все мы виноваты. В общем, мыслей книга рождает много. Ну, а по языку, точным и ярким образам - Мелихов, как обычно, несравним ни с кем.
Marina Munk
22 апреля 21:25
Прочитала новую книгу Александра Мелихова "Воскрешение Лилит", аннотация которой обещает читателю "глубокое размышление писателя о женщине, ее архетипах, о божественной природе любви и человеческой природе пошлости". Автор на правах непосредственного участника и свидетеля событий выступает в роли рассказчика историй любви женщин, которых он знал лично, Изложу свои впечатления без претензий на литературный разбор, критику и, тем более, истину в последней инстанции. Сначала пару слов о художественном стиле нового для меня писателя. Возвышенный мелиховский слог - изысканно-витиеватый, нагруженный декоративными ассоциациями, - высвечивается на контрасте с приземленным предметом его употребления: романтический пафос языка растрачивается на дурь и комплексы "маленького человека". И не только на это: в подходящих по сюжету местах автор охотно прибегает к эстетствующему натурализму, красочно живописует "физику" (секс, рвоту, фекалии), но, благодаря виртуозному исполнению, физика переносится без отвращения. Авторский стиль изложения - повышенно эмоциональный, слегка экзальтированный и по-еврейски ироничный - особенно расцветает в повестях "Бессмертная Валька" и "Лорелея". Автор подыгрывает, поддакивает героиням, несмотря на то, что не одобряет их поведения. Все потому, что как человек он их жалеет, стараясь оправдать возложенную на него миссию друга, а как писатель стремится раскрыть читателю, к чему приводит людская пошлость. Повесть "Лорелея" о том, как юная чистая девушка деградирует до практичной "роскошной бабы", разрушая своими руками сказочную любовь. Рассказ "Пробуждение" разворачивает перед читателем шокирующую натурализмом историю безуспешной борьбы с женской фригидностью в те недалекие времена,когда ПРОБУЖДЕНИЕ сексуальности можно было оплатить в кооперативе "Радуга". Тут невольно задаешься вопросом. а зачем было придумывать эту пошлую историю? Ответ на вопрос, по замыслу автора, должен прийти в конце рассказа. Героиня встречает любимого человека, в ее душе ПРОБУЖДАЮТСЯ привязанность и любовь, и она вдруг осознает, что человеческие чувства гораздо важнее оргазма, к которому она так маниакально стремилась. Но, к сожалению, замысел автора остался нереализованным. Ценность недосягаемого райского наслаждения перевешивает ценность любви, и героиня малодушно сбегает с места смерти любимого мужчины. Читатель остается со своим вопросом: а что это было? Еще одно чтиво не для аристократических ушей обеспечивается в книге рассказом "Бескорыстная", где проститутка демонстрирует образец мнимого женского достоинства, брезгуя просить плату за секс-услуги. Ей должны предложить, а самой попросить - ниже ее незапятнанной чести. Удивляешься, насколько может быть вывернуто сознание у человека. Идем дальше. "Бессмертная Валька" - повесть о том, как доведенные до критического предела наивность и милосердие женщины тоже, оказывается, не соответствуют возвышенной сказке любви в понимании мужчины. Такую предельно простую бабу невозможно полюбить, зато можно время от времени заряжаться в поле ее доброты и непосредственности. Рассказчику этой истории, живущему сложной жизнью между женой и любовницей, такой милый друг просто необходим. И еще один ценный вывод для женщин из этой повести - в мужчине надо видеть Homo Sapiens, а не домашнего питомца, не больного "при смерти"; к мужчине нужно предъявлять хотя бы элементарные требования человеческого интеллекта, потому что такой подход, как у Вальки, даже самоотверженную любовь занижает до банального инстинкта. Теперь о моих любимых вещах в этой книге. Мне понравилась повесть "В родном углу" - история о дочерней любви к своему отцу, который тоже нежно любит дочь, но проблема в том, что отцы учат детей противостоять сложностям жизни порой в ущерб проявлениям сочувствия. Получилась немного занудная, но и трогательная история женского понимания и мужского благородства в семье. Самой любимой стала для меня история под названием "Новорусские помещики". Наконец-то автор встал на сторону женщины, прошедшей с мужем тернистый жизненный путь от нищеты до ново-русского богатства, а под старость лет брошенной им ради молодой любовницы. Я зауважала автора за мораль истории, озвученной мудрой героиней: "...она ясно чувствовала, что побеждена не молоденькой соперницей, а могущественным ходом вещей, повелевающим каждому наслаждаться любой ценой, хоть на краю могилы да выхватить леденец из чужого рта. А если не сумеешь, значит, ты дурак и рохля. Эта всемирная сила настолько могущественна, что проиграть ей не стыдно - стыдно только ей прислуживать, вымаливать подачки, облизываться на чужие леденцы, вместо того, чтобы гордо отвернуться и сохранить единственное, что в наших силах, - достоинство." Как это правильно - противостоять всемирной силе Пошлости силой своего достоинства! Напоследок не могу не сказать о двух отличных миниатюрах в рассматриваемой книге - это рассказы "Воскрешение Лилит" и "Божественный глагол". Что о них сказать? Вершины мелиховского стиля в комментариях не нуждаются. Читатель законно отдает себя в руки "могущественной силы наслаждения" хорошей прозой. Вспомнился польский писатель, знаток женской души, Януш Вишневский. Писатель-феминист завоевал женскую аудиторию в мировом масштабе тем, что его тонкая проза обеспечивает катарсис каждой читательнице, не зависимо от психологии ее личности. Потому что пишет о любви - о близости, счастье, восторге, надежде, доверии, сомнении, страхе, измене, разочаровании, ненависти - без чернухи. У Мелихова - другая цель. Его проза о женщине - это мазь Вишневского, которая вскрывает нарывы, изливая наружу гной - дурь, пошлость, заблуждения, скуку - чтобы на месте прыща обнажилось "человеческое", проклюнула "красота". Однако, есть ли она там, читателю не всегда очевидно.
Ульяна
3 сентября 23:25
Забавное чтиво, столько мужских откровений. Может стать подарком с намеком.
Все отзывы