
Никто не владеет звездами
Все проблемы вытекают из детства. Кто-то жалуется на то, что ему не купили радиоуправляемый вертолёт или не отвезли в Диснейленд, а в семье Рекса Уоллса никто не жаловался, потому что им позволяли гладить гепардов в зоопарке, пропускать школу и устраивать свою химическую лабораторную из отходов. Самим добывать еду, бороться с полчищами тараканов, не мыться неделями и много читать. А ещё - голодать, изучать искусство и относиться при этом к жизни стойко и с надеждами на что-то светлое.
Автобиографический роман, где все имена сохранены, пронзительный, осколочный, режущий - но не сильно, а как будто острой бумагой по пальцам. О самом важном - семье, маме-свободной безталантной художнице и отце-авантюристе, изобретателе и пьянице, который умел мечтать по -крупному и рисовал эскизы Хрустального дворца. И об их четырёх детях, которые пытались выжить, не обрасти ненавистью к самому слову "семья" и найти своё место. Мысль "Как вообще такое могло быть?" живет на каждой странице описания "приключений", вечной нехватки денег и отсутствия у родителей хоть какой-то капли ответственности, при этом - достаточно любящих и идейных, способных танцевать на кухне под джаз, выезжать на пикники и смотреть вместе с ними на небо. "Никто не владеет звездами. Просто надо первым сказать, что звезда твоя, вот и все".
Здесь ответы на вопросы: "Можно ли чего-то добиться в жизни самому?", "Как найти внутреннее мужество противостоять обществу?" и "Где найти в себе силы, чтобы простить родителей за трудное детство?"
Психологично, глубоко, мозговставляемо.
"Мама всегда говорила, что люди слишком сильно переживают по поводу своих детей. Некоторая доля страданий с детском возрасте полезна, утверждала она. Страдание активизирует иммунную систему тела и души, и именно поэтому мама игнорировала нас, когда мы плакали. Она считала, что, если чересчур много прыгать вокруг ребенка, когда тот расстроен, он будет еще больше капризничать, поскольку такое повышенное внимание послужит позитивным подкреплением негативного поведения."