Восклицание «Пушкин, помоги!» часто встречается в разных контекстах и в разных эпохах — как у поэтов, так и у прозаиков. Каждый из авторов вкладывает в эту фразу свой смысл и свои эмоции: у одних она демонстрирует почти обожествление личности и творчества А. С. Пушкина, у других — это просто крик отчаяния, у третьих — выражение сарказма вперемешку с удивлением.
Причем в этой истории Пушкин? Вообще каждая книга Валерия Печейкина имеет говорящее название — «Стеклянный человек», «Злой мальчик»... Все названия содержат индивидуальный смысл, который становится понятным, если прочитать книгу до конца. Какая взаимосвязь существует между такими разными личностями, как Пушкин и Печейкин, кроме сакрального совпадения букв «П» и «Н» в их фамилиях? Попробуйте это разгадать, познакомившись поближе с творчеством этого неординарного современного автора и его жизненной философией.
И Пушкин вам в помощь!
Плейлист:
Я составил для вас плейлист, который вы можете слушать прямо во время чтения книги. Но это не музыкальные иллюстрации! Так, например, у меня было искушение предложить к Пушкину — Моцарта. Но я решил отойти от такого подхода. Я выбирал не иллюстрации, а ассоциации. Например, Пушкин — это свобода и Неаполь. Поэтому я постарался найти такую музыку, которая поможет вам самим проявить свободу фантазии.
Александр Пушкин
Предлагаю вам послушать музыку о городе, в котором Пушкин никогда не был, но который часто им упоминается — это Неаполь. «Я неаполитанский художник», — говорит герой «Египетских ночей». Поэтому я предлагаю вам послушать Napoli’s Walls джазмена Луиса Склависа. В этой музыке меня радует и веселит юмор и свобода, как и в самом Пушкине юмор и свобода радуют и веселят!
Николай Гоголь
Fog Tropes Ингрэма Маршалла. Напомню, что Николай Васильевич сделал жанр ужасов важной частью русской литературы, а ужас рождается из... тишины. В этой музыке можно расслышать кваканье лягушек над туманным болотом и разные другие таинственные звуки... Вслушайтесь в них, вчитайтесь в Гоголя и, возможно, вам откроются тайны этого мира.
Александр Грибоедов
Рэгтайм Скотта Джоплина ассоциируется с тапёрской музыкой для немого кино. Но я предлагаю вам послушать рэгтайм в переложении для клавесина. В такой версии я слышу, как сквозь грибоедовского Чацкого словно просвечивает мольеровский Альцест. Сквозь форму комедии проникает трагедия человека, который не смог найти другого человека, чтобы вместе ненавидеть всех остальных.Фёдор Достоевский
Возможно, эта ассоциация будет самой прямой. Простите меня! Но я предлагаю вам услышать Достоевского через Шестую «Трагическую» симфонию Густава Малера. Я так люблю Малера, что всегда ищу повод его упомянуть. Тем более, сам Малер читал и любил Достоевского. И даже говорил, что чтение Фёдора Михайловича важнее изучения контрапункта. Оба они великие трагики и шизофреники. И оба истощали себя до нервных припадков. Поэтому будьте осторожны с употреблением Достоевского и Малера.
Лев Толстой и Уильям Шекспир
В песне Виктора Петлюры «Лев Толстой» пересказываются обстоятельства быта, личной жизни, философия и даже трагический уход из жизни великого русского писателя. И всё это за три минуты! А за четыре минуты вы можете узнать главные тезисы шекспировской драмы в клипе «Любовные Истории — Шекспир» (песня А. Саулина на слова В. Белоцерковского).
Николай Некрасов
В тексте песни «Русские» группы «Любэ» можно услышать по-настоящему некрасовские мотивы — любовь к родине и боль за неё.
Иван Гончаров
Я долго думал, что предложить, а затем открыл плейлист «Релакс» и нашёл там музыку замечательного исландского композитора Оулавюра Арнальдса. Послушайте и расслабьтесь.
Владимир Одоевский
Здесь я тоже не буду оригинален и предложу вам послушать последний квартет Бетховена — тот, о котором Одоевский написал рассказ. Ту же музыку, которую я сам слушал на Донском кладбище, стоя у могилы князя Одоевского.
Фёдор Сологуб
Знаменитая песня Venus In Furs по мотивам «Венеры в Мехах» Захера-Мазоха. Группа The Velvet Underground написала идеальный саундтрек для «Мелкого беса».
Анна Ахматова
Вам может показаться, что я шучу. Но это не так! Послушайте композицию Макса Рихтера «Maria, the Poet (1913)», где Алла Демидова читает знаменитое стихотворение... Марины Цветаевой. Альбом Рихтера называется Memoryhouse («Дом памяти») — в этой музыке есть очень важное для Ахматовой обращение к теме памяти. К такому месту в человеческом сознании, где открывается путь к сознанию человечества. Там, где все живы, где Ахматова и Цветаева — едины и нераздельны, как одно прекрасное воспоминание.
Франц Кафка
Сначала я хотел предложить музыку Дьёрдя Лигети, но затем отказался от этой идеи — слишком прямолинейно. Кафка часто ассоциируется с чёрно-белыми картинками и строгими линиями. Но Кафка, как мне кажется, писал о том, как прямые линии всё время криво пересекаются. И не в бесконечности, а здесь, на земле. Его фантастический замок похож на современный ЖК «комфорт-класса», где постоянно текут стены, не работает лифт и все соседи слышат друг друга. Я решил предложить композицию Teufelsleiter («Лестница дьявола») ансамбля Brandt Brauer Frick. Послушайте, как переплетаются сложные ритмические структуры, словно ступеньки дьявольской лестницы. Так у Кафки соединяются разные ветки сюжета. Вместе они строят вавилонский замок, уходящий головой в облака — туда, куда ушёл сам Кафка.