Встречи с авторами Подбор подарка
11 марта, 2021

Культура и терроризм в Российской империи

Рассказываем, как теракты изменили литературу

Культура и терроризм в Российской империи

Во второй половине XIX — начале XX века Россия переживала культурный подъем. Активно развивались литература и журналистика, в живописи на передний план вышли легендарные передвижники. Наряду с этим рубеж столетий стал одним из самых неспокойных этапов в жизни империи. В стране росло социальное недовольство, и одним из способов его выражения стал террор.

В книге «Терроризм в Российской Империи. Краткий курс» доктор исторических наук Олег Будницкий рассказывает о том, как развивалось это движение, и немного объясняет, как оно связано с культурными процессами.

Терроризм в Российской Империи. Краткий курс Терроризм в Российской Империи. Краткий курс Олег Будницкий Твердый переплет

Почему закрыли «Современник»?

Журнал «Современник», пожалуй, был одним из самых известных печатных органов дореволюционной России. Его основал в 1836 году Александр Пушкин. После смерти поэта он выходил под редактурой Петра Вяземского и Петра Плетнева. В 1847-м издание, уже пришедшее в упадок, выкупил Николай Некрасов. Под его руководством «Современник» стал рупором революционно-демократического направления в России и просуществовал в таком статусе почти двадцать лет. В нем публиковались Иван ТургеневАся», «Затишье», «Хорь и Калиныч») и Иван Гончаров («Обыкновенная история»), писал свои критические статьи Павел Анненков и задавался вечным вопросом «Кто виноват?» Александр Герцен.

Первое предупреждение журналу было вынесено в мае 1862 года. А уже через месяц в одиночную камеру был помещен и один из его фактических руководителей — «враг Российской империи номер один» Николай Чернышевский.

Судьбу журнала решило покушение на Александра II: 4 апреля 1866 года у входа в Летний сад Петербурга бывший студент Московского университета Дмитрий Каракозов несколько раз выстрелил в императора. Царь-освободитель не пострадал, но это нападение серьезно встревожило и его самого, и его охрану. При обыске у Каракозова были найдены прокламация «Друзьям-рабочим!» и несколько журналов, среди которых — «Современник».

Авторы журнала «Современник». Верхний ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский

Решение о закрытии знаменитого издания было вынесено 28 мая. Некрасов пытался спасти журнал, опубликовав хвалебные сочинения в адрес правительства, но все попытки оказались безуспешны.

Как правительство ответило Николаю Чернышевскому?

Вернемся к Чернышевскому. После серии терактов полиция заинтересовалась молодым критиком. Его обвиняли в причастности к петербургским поджогам и создании революционных прокламаций. В обоих случаях Чернышевский был невиновен. Но в период его заточения был опубликован роман «Что делать?» — это настроило против писателя следователей и ухудшило его положение. Критик и романист провел почти два года в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, дожидаясь окончания следствия, а после, по сфабрикованному делу, отправился на четырнадцатилетнюю каторгу, которую Александр II впоследствии сократил вдвое.

В общей сложности Чернышевский пробыл на каторге, в тюрьме и ссылке свыше двадцати лет.

Как родился роман «Бесы»?

«Бесов» Федор Достоевский начал весной 1870 года. Критику и философу Николаю Страхову романист писал:

«На вещь, которую я теперь пишу в „Русский вестник“, я сильно надеюсь, но не с художественной, а тенденциозной стороны; хочется высказать несколько мыслей, хотя бы при этом пострадала художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь».

Однако за время работы «памфлет» развился до глубокого, сложного антинигилистического романа. Достоевский и сам был обвинен в революционной деятельности, а после отмены смертного приговора четыре года провел на каторге. Слом в его мировоззрении произошел в 1864-м, и новые идеи нашли отражение в знаменитом пятикнижии, частью которого и стал роман «Бесы».

Прототипом одного из самых важных и мрачных персонажей, Петра Верховенского, стал Сергей Нечаев, автор «Катехизиса революционера». Как и Нечаев, Верховенский образовал в столице социалистическую «пятерку», а впоследствии убил своего товарища, разочаровавшегося в революционных идеях. Материалы этого уголовного дела в значительной мере послужили основой для сюжета «Бесов».

Иллюстрация к роману «Бесы»

О чем не мог молчать Лев Толстой?

В истории дореволюционной России выделяют два пика борьбы: в 1878–1882 и 1901–1911 годах. Самым кровопролитным был второй, когда эсеровские боевики совершили 263 террористических акта. В качестве жертв они выбирали губернаторов, градоначальников, полицмейстеров и прокуроров. Терпение властей кончилось после взрыва дачи Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге, при котором погибли посетители парка, сами террористы, а также серьезно пострадали младшие дети премьер-министра.

Через неделю после этой трагедии императором Николаем II было утверждено подготовленное Советом министров «Положение о военно-полевых судах». В таких судах дела рассматривались не дольше 48 часов, а приговор, чаще всего смертный, приводился в исполнение за 24 часа. При этом первые несколько месяцев в «положении» не были прописаны преступления, которые подлежали высшей мере наказания, и по стране прокатилась волна массовых казней, нередко число повешенных насчитывало более десятка человек.

Кровожадность властей и абсолютная беззащитность осужденных не только укрепили революционеров в своих планах, но и вызвали сочувствие у либералов, далеких от идей терроризма. В 1908 году Лев Толстой в своем манифесте «Не могу молчать!» писал:

«Беру в руки газету, в заголовке: 7 смертных казней — 2 там, 4 там, 1 там, 8 смертных приговоров. То же было вчера, то же 3-го дня, то же каждый день, уж месяцы, чуть не годы. И это делается в той России, в которой не было смертной казни, отсутствием которой как гордился я когда-то перед европейцами. И тут неперестающие казни, казни, казни. То же и нынче. Но нынче это что-то ужасное, для меня, по крайней мере, такое, что я не могу не то что молчать, не могу жить, как я жил, в общении с теми ужасными существами, которые делают эти дела. Нынче в газете стоят короткие слова: исполнен в Херсоне смертный приговор через повешение над 20 крестьянами, т. е. 20, двадцать человек из тех самых, трудами которых мы живем <...>. И это делается не над одним, не нечаянно, не над каким-нибудь извергом, а над двадцатью обманутыми мужиками, кормильцами нашими».

***

Как видите, насилие порождает только насилие. А о его причинах и последствиях в своей книге «Терроризм в Российской Империи. Краткий курс» рассказал доктор исторических наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Олег Будницкий.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79903 книги
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79903 книги

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Без ума от революции

Без ума от революции

Аркадий Гайдар, Константин Бальмонт, Андрей Соболь и другие авторы

5 вопросов о поэме «Двенадцать»

5 вопросов о поэме «Двенадцать»

Разбираем одно из самых знаменитых произведений Александра Блока

Петербургские тайны: три истории о людях и домах города на Неве

Петербургские тайны: три истории о людях и домах города на Неве

Рассказываем, что скрывается за фасадами северной столицы

Рабство и литература: как русские писатели относились к крепостному праву

Рабство и литература: как русские писатели относились к крепостному праву

Рассказываем о позиции Пушкина, Гоголя, Тургенева и других

Из тусовщиц в суфражистки: за что боролись светские львицы XX века

Из тусовщиц в суфражистки: за что боролись светские львицы XX века

История Альвы Эркин Смит и других защитниц прав и свобод

Классики русской литературы, которые не боялись писать о сексе

Классики русской литературы, которые не боялись писать о сексе

От Николая Карамзина до Михаила Шолохова

Александра Маринина: «Мои книги „шекспировского“ цикла — это совершенно новый жанр»

Александра Маринина: «Мои книги „шекспировского“ цикла — это совершенно новый жанр»

Интервью с известной писательницей

30 цитат о любви из известных книг

30 цитат о любви из известных книг

Что говорили писатели и персонажи о счастливых, безнадежных и нездоровых отношениях