Вода и продукты питания — важнейшие ресурсы человечества. Как бы ни ценились сегодня нефть, золото или другие природные ископаемые, они уйдут на второй план, если базовые потребности людей не будут удовлетворены. С начала времен и до наших дней еда, а точнее ее наличие, вершила судьбы цивилизаций. Эти захватывающие процессы описаны в книге Тома Стендейджа «Съедобная история человечества» (перевод Антона Жигульского). Мы не смогли пройти мимо — и выбрали несколько неожиданных фактов о взаимосвязи пищи и истории.
Съедобная история человечества. Еда, как она есть от жертвоприношения до консервной банки Электронная книга 389 ₽ На Литрес
Люди всю жизнь питаются мутантами
Боитесь генной инженерии в сельском хозяйстве? Спешим вас расстроить: все, что ели наши предки, в том числе и далекие, — это продукты мутации. Ни один из тех видов растений или животных, которые сегодня прекрасно чувствуют себя на фермах, не смог бы выжить в природе. Древние крестьяне отбирали плодоносящие деревья и травы, в чьем генотипе были отклонения, приводившие к лучшему урожаю, культивировали в них эти качества — и тем самым отдаляли от диких сородичей.
«„Одомашнивание“ сделало пшеницу и рис более зависимыми от человека. Рис, например, потерял свою естественную способность выживать во время наводнений. Кроме того, пшеница и рис стали в меньшей степени способны к самовоспроизведению из-за отобранных человеком растений с „небьющимся“ рахисом».
«Съедобная история человечества»
Но есть и хорошие новости: еда спровоцировала культурный обмен
Археологические данные показывают, что распространение языковых семей в Европе, Восточной и Юго-Восточной Азии, в Океании и на Мадагаскаре в целом совпадает с популяризацией сельского хозяйства. Именно поэтому индоевропейская языковая семья сегодня является самой большой в мире.
В более поздних обществах по торговым путям, которые изначально предназначались для перевозки продуктов, тканей и металлов, по свету расходились научные изобретения, художественные стили и обычаи.
Сельское хозяйство породило неравенство
В современном мире нет явной взаимосвязи между продуктами питания и социальным статусом. Накопления сегодня осуществляются посредством денег, которые легче откладывать и конвертировать в товары. Но в первобытных обществах дела обстояли иначе.
Эдвин Лонг «Ярмарка невест в Вавилоне».
Хороший урожай и его избыток давали владельцу возможность сохранять часть продуктов и делиться ими со своими менее удачливыми товарищами, создавая тем самым сеть долговых обязательств и демонстрируя свое превосходство над остальными. Другая ситуация сложилась с охотниками-собирателями, к которым до сих пор можно причислить бушменов. Представители этого африканского народа делают все, чтобы не вызывать зависти друг у друга.
Оседлый образ жизни и сельское хозяйство сделало людей более хрупкими
Увы, сельское хозяйство стало причиной не только социального расслоения, но и болезней. Зерновая диета, на которую перешли первые фермеры, была бедна микроэлементами, а тяжелый труд стал причиной ранних артритов. За относительную стабильность человечеству пришлось расплатиться сокращением жизненного цикла и заметным уменьшением роста:
«Согласно археологическим данным, фермеры чаще охотников страдали от гипоплазии зубной эмали, что указывает на пищевой стресс. Потребление сельскохозяйственных продуктов приводит к менее разнообразной и менее сбалансированной диете, чем охота и собирательство. <...> Только в наше время люди по росту сравнялись с древними охотниками-собирателями, да и только лишь в самых богатых регионах мира. Современные греки и турки все еще ниже, чем их предки, жившие в каменном веке»
«Съедобная история человечества»
Кукуруза породила миф о вампирах
К слову о заболеваниях! Кукурузная диета провоцирует пеллагру — недуг, характеризующийся бледностью и грубостью кожи, тошнотой и слабоумием. В Европе кукуруза распространилась среди крестьян в XVIII веке, именно к этому времени относится и появление мифа о вампире как о бледном мертвеце, боящемся дневного света.
Юм Кааш — бог кукурузы в мифологии индейцев майя.
Исследователи считают, что именно пеллагра привела к тому, что кровососущие твари, встречающиеся в древнейших легендах, стали похожи на Дракулу, описанного Брэмом Стокером.
Интерес к специям привел к вспышке чумы!
Чума — одно из самых страшных бедствий для средневекового человека. По оценкам исследователей, от разновидностей этой болезни погибло от трети до половины населения Европы, а вот зародилась Черная смерть в Центральной Азии, и распространили ее торговцы, обходившие «мусульманский занавес». Чтобы избежать арабской монополии на специи, итальянские купцы стали вывозить эти ценные товары через Шелковый путь, западным форпостом которого был город Кафа (сегодня — Феодосия), находившийся под контролем генуэзцев. Там-то и задокументированы первые вспышки мора.
Взаимосвязь болезни и ввозимых товаров, в том числе и продуктов, была замечена очень быстро, и в 1348 году французский очевидец из Авиньона писал о генуэзских кораблях:
«Люди не едят и даже не трогают специи, которые не хранились минимум год, так как боятся, что они прибыли в последнее время... ибо было много раз замечено, что те, кто ел новые специи... внезапно заболевал»
«Съедобная история человечества»
Увы, жертва, принесенная во имя специй, ничем не оправдана. Довольно долго бытовал миф о том, что благодаря им средневековые повара пытались придать более съедобный вид портящемуся мясу. Но такая точка зрения ошибочна, так как пряности и приправы были доступны только очень богатым людям, которые, само собой, могли себе позволить и свежее мясо. Интерес к восточным порошкам, травам и кореньям был продиктован исключительно модой.