При помощи литературы
Умение ловко подчинить волю человека своим желаниям и капризам, заставить существовать по заданному сценарию, вложить в чужую голову собственные мысли — это ли не настоящий талант? В нашем материале мы собрали самых известных литературных манипуляторов, знакомство с которыми поможет вам уберечься от влияния подобных людей в реальной жизни.
Бекки Шарп очаровывает любого: подругу по пансиону Эмилию, ее неуклюжего брата, семейство Кроули, куда девушка устраивается работать гувернанткой. Благодаря природному обаянию и предприимчивости она ловко манипулирует всеми, кто оказывается у нее на пути. Талант Бекки позволяет ей добиться почти невозможного — попасть в высшее общество, что для дочери нищего художника и оперной певицы небывалое достижение.
Что ж, способность втираться в доверие — не такая уж редкость, особенно когда речь идет о том, чтобы заполучить желаемое. Вспомните, как описывает ее повадки Теккерей: появившись в гостях у подруги, она ловко принимает личину «бедной, беззащитной девушки», которую каждый может обидеть неосторожным словом. Даже опытный светский лев Джордж Осборн приходит в смущение после ее упрека. Так, под маской невинности Бекки покоряет вершину за вершиной, без сожаления используя людей ради достижения собственных целей.
Талант Скарлетт нравиться всем однозначно заслуживает восхищения. Своенравная, упрямая, эгоистичная красавица, невзирая на все очевидные недостатки и отвратительный характер, у своего окружения вызывает довольно теплые чувства. Исключение, как ни странно, составляет только муж взбалмошной девушки. Почему же так происходит? И как ей удается влюблять в себя даже тех, кого она презирает?
Все не так сложно, как кажется на первый взгляд. Скарлетт использует (и очень успешно) самые простые инструменты манипуляции: вовремя пускает слезы и регулярно истерит, стоит кому-то не выполнить одну из ее прихотей. Однако мисс О’Хара всегда знает, в какой момент требуется остановиться и перейти от «кнута» к «прянику». Она тонко чувствует слабые места людей — и к любому может найти уникальный подход.
Мисс Хэвишем из романа Чарльза Диккенса относится к манипуляторам самым опасным, способным не только удовлетворять за счет других свои потребности, но и калечить жизни ради некой абстрактной миссии, в ее случае — мести всем мужчинам. Когда-то женщину накануне свадьбы оставил жених, и теперь единственное чувство, которое она испытывает к противоположному полу, — это ненависть. Что ж, простить и даже оправдать подобное поведение можно. Правда, до той поры, пока оно не коснется других.
Взяв на воспитание Эстеллу, хорошенькую юную девушку, мисс Хэвишем вырастила из нее настоящую стерву. Вспомните, как безжалостно обходится красавица с влюбленным в нее Пипом: она оскорбляет его, а порой даже поднимает на молодого человека руку, ведь именно такого обращения, по ее мнению, заслуживают все представители противоположного пола! И все это «благодаря» мисс Хэвишем, внушившей своей подопечной мысль о том, что ни один мужчина не имеет право на любовь, нежность и доверие.
Аноним — современная версия знаменитого эгоцентриста из классической литературы, Григория Печорина. Как и персонаж романа Михаила Лермонтова, помещенный, правда, в иные обстоятельства и эпоху, симпатичный лондонский пиарщик влюбляет в себя женщин исключительно ради минутного желания. Более того, настоящее удовольствие ему, социопату и алкоголику, доставляет расставание с очередной пассией, и способы для этого молодой человек выбирает самые изуверские.
Аноним использует все возможные клише и штампы обольщения: напускное волнение при общении с очередной жертвой, нерешительность вместе с обезоруживающей нежностью. А главное, отточенное годами умение застать женщину врасплох. Ночные звонки, внезапные появления — все это ослабляет внимание и позволяет манипулятору полностью завладеть сознанием человека, чтобы потом нанести ему сокрушительный удар. Просто так, от скуки.
Сестра главной героини масштабной трилогии Дины Рубиной в судьбе центральных персонажей Нади и Сташека сыграла, пожалуй, ведущую трагическую роль. В угоду минутному желанию Светлана прерывает привычное течение жизни влюбленных. Она оставляет их на руинах отношений, чтобы... упорхнуть затем в собственную жизнь.
Гонимая чувством зависти к родной сестре, Светлана сознательно ищет повод отомстить Надежде, и лучшим орудием оказывается Аристарх. Она прибегает к вполне очевидным инструментам: разыгрывает роль бедной родственницы, которой некому помочь в незнакомом городе, тем самым вынуждая Стаха оставить ее у себя на ночь, и прикидывается приятным собеседником, очаровательной тенью Нади. Более того, уже потом, когда главный поступок совершен и пути назад нет, Светлана находит верные слова, чтобы представить себя жертвой обстоятельств и даже уговорить сестру на некое подобие перемирия.