Уютные, понятные и глубокие книги для неторопливого чтения
Словосочетание «большой английский роман» вызывает массу ассоциаций. Во-первых, это дух викторианской Англии. Ее внешняя сторона с чаепитиями, подчеркнутой вежливостью, изяществом нарядов и жестов чертовски привлекательна. Но за всем этим благообразным фасадом скрываются классовые различия, социальная несправедливость и бесправие женщин и детей. Во-вторых, это истории воспитания и становления героев, которые, несмотря на неудачи, упорно идут навстречу мечте. В-третьих, это неторопливое развитие событий, внимание к деталям, передающим дух эпохи, и галерея ярких второстепенных персонажей, выступающих наравне с главными героями.
Среди образцов этого жанра — «Большие надежды», «Холодный дом», «Лавка древностей» и другие романы Чарльза Диккенса, «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте и «Мидлмарч» Джордж Элиот.
На рубеже столетий традиции британской литературы ломались и трансформировались. Они успешно пережили все перемены, а тот самый «большой английский роман» можно найти и в современной литературе. Теперь он рассказывает о вызовах XX века, ставит перед героями новые дилеммы. Но при этом остается обаятельным и уютным чтением, даже когда вызывает бурю противоречивых чувств.
О пяти ярких романах современных британских авторов — в нашей подборке.
Роман Джоанны Куинн «Театр китового уса» — из тех, по которым получаются уютные неторопливые костюмные экранизации. Эта яркая и увлекательная история взросления начинается в последний день 1919 года, когда одной из главных героинь — Кристабель — всего 4 года. Почти десять лет спустя она вместе с братом и сестрой создаст в остове кита, выброшенного на берег Британского канала, домашний театр. Увлечение искусством станет для детей отдушиной и вместе с тем предопределит их судьбу, когда страна окажется на пороге Второй мировой войны.
На долю героев выпадет немало испытаний, но при этом книга Джоанны Куинн даже в самые темные эпизоды сохраняет проблеск надежды и остается комфортным чтением. А сама Кристабель заражает своей несгибаемостью и оптимизмом. Именно поэтому роман сравнивают с произведениями Чарльза Диккенса.
Иэну Макьюэну достаточно и небольшого объема, чтобы рассказать масштабную и глубокую историю и заставить читателя раз за разом прокручивать в голове прочитанное. Когда же писатель берется за по-настоящему большой роман, получается книга, которая встает в один ряд с классикой. Его «Искупление» вошло в шорт-лист «Букера» и попало в список ста лучших книг XX века по версии журнала Time.
События романа начинаются в 1935 году, а заканчиваются более 60 лет спустя, когда Брайони, одной из главных действующих лиц, исполняется 77 лет. В начале книги она подросток, замкнутая девочка с богатым воображением, мечтающая стать писательницей. Она наблюдает за отношениями, которые зарождаются между ее старшей сестрой Сесилией и сыном садовника Робби. Но из-за своей фантазии трактует их по-своему. Когда кто-то в темноте нападает на их кузину Лолу, девочка, видевшая все издалека, обвиняет в насилии Робби. В результате показаний Брайони юноша отправляется в тюрьму. А вскоре начинается Вторая мировая война, которая грозит им с Сесилией окончательной разлукой.
«Искупление» можно читать как драму о человеческих судьбах и испытать сильнейшие эмоции, переживая за одних героев и всей душой ненавидя других. Более искушенный читатель помимо этого оценит и литературную игру Макьюэна, который в разных частях одной книги умудряется подражать Джейн Остен и Эрнесту Хемингуэю. А еще рассуждает о неумолимости судьбы, писательском мастерстве и силе слова.
Новый роман Иэна Макьюэна — книга, которую стоит прочитать вне зависимости от отношения к его творчеству. «Упражнения» — это портрет героя сквозь десятилетия. Подростком у него была болезненная связь с учительницей музыки, существенно повлиявшая на его характер и самоощущение. И вместе с тем это рассказ о европейской истории послевоенных лет.
На страницах книги находится место и Карибскому кризису, и Чернобыльской катастрофе, и правлению Маргарет Тэтчер, и даже вездесущему ковиду. Как и в «Искуплении», Макьюэн пишет так, что оторваться от книги до самого финала невозможно. А за увлекательным рассказом о судьбе обычного человека на фоне глобальных событий прячется другой слой. На этот раз о памяти, нереализованных мечтах, упущенных возможностях и людях, встреча с которыми способна изменить жизнь сильнее иных исторических потрясений. Как в лучшую, так и в худшую сторону.
Какой была бы «Сага о Форсайтах», если бы ее герои жили в середине XX века? Ответ на этот вопрос можно найти в цикле Элизабет Джейн Говард «Хроника семьи Казалет». Она рассказывает о буднях многочисленного английского семейства в преддверии, во время и после Второй мировой войны. Наблюдая за их тревогами, драмами, радостными событиями, читатель знакомится с английским обществом того времени. Особое внимание уделяется тому, как менялась жизнь для женщин.
Четыре первых части «Хроник» вышли в период с 1990 по 1995 год. Финальная — «Все меняется» — была опубликована в 2013-м, незадолго до смерти писательницы. Сага стала бестселлером еще до выхода «Аббатства Даунтон», с которым ее часто сравнивают. В мире были проданы миллионы копий — читателей подкупили вечные темы, такие как проблемы отцов и детей, поиски себя, а также авторский слог и быт Англии, прописанный до мельчайших деталей.
Большой роман не обязательно может быть крупным по объему. Доказательство тому — «Вечный свет» Фрэнсиса Спаффорда. Он начинается с атаки на Лондон в ноябре 1944 года. В магазин «Вулвортс» на юго-востоке города завезли алюминиевые сковородки, что вызвало небывалый ажиотаж. По трагическому стечению обстоятельств именно в это место падает ракета Фау-2. Она уносит жизни 168 человек, в том числе 15 детей.
В своем романе Спаффорд дает пяти маленьким безымянным жертвам трагедии имена — Алек, Вернон, Вэл, Бен и Джо. А еще придумывает, какую жизнь прожил бы каждый из них, если бы не произошло трагедии. Писатель показывает своих героев, их семьи и окружение спустя пять, десять, тридцать пять и даже пятьдесят лет после взрыва. Читатель знакомится с их жизнями, порой не сложившимися и даже трагичными, а еще с Лондоном 1960-х, 1980-х и 1990-х. Получается масштабное полотно, написанное с помощью выразительных мазков, которое долго не отпускает после прочтения.
На книги из нашей подборки действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.