Рекомендуем книги на любой случай и вкус
Кадр из сериала «Благие знамения», 2019
На счету британского писателя Терри Пратчетта более 70 книг, большая часть которых относится к циклу о Плоском мире. Чтобы помочь читателям сориентироваться, мы выбрали 10 романов, подходящих для знакомства с творчеством одного из самых ярких и самобытных фэнтези-авторов современности.
Первый роман о городской страже Анк-Морпорка увидел свет, когда поклонники Терри Пратчетта уже успели познакомиться с волшебником-неудачником Ринсвиндом, Смертью и ведьмами — матушкой Ветровоск и нянюшкой Ягг. Но именно «Стража! Стража!» идеальна для первой встречи с Плоским миром и его жемчужиной — Анк-Морпорком. Здесь есть детективная интрига в сюжете, остроумные авторские наблюдения и смешные до икоты диалоги в духе Монти Пайтона. Есть отталкивающий внешне, но благородный внутри главный герой — капитан стражи Сэм Ваймс — и целая галерея ярких второстепенных персонажей. Здесь даже есть дракон!
После этой книги можно сразу переходить к продолжению приключений Ваймса и компании — «К оружию! К оружию!». А потом запоем прочитать «Ноги из глины», чтобы понять, что Пратчетт умеет не только смешить, но и говорить на серьезные темы, такие как дискриминация и свобода.
Плоский мир настолько разнообразный и объемный, что хочется увидеть его хотя бы на картинке. К счастью, в середине 1990-х Терри Пратчетт начал активно работать с иллюстратором Полом Кидби, который блестяще визуализировал образы, созданные писателем. Их совместной работой стал иллюстрированный роман «Последний герой», в котором творения Кидби являются важной частью повествования. А еще протагонист книги Коэн-варвар — блестящая пародия на любого из фэнтезийных супергероев.
Двух блестящих фантастов — Терри Пратчетта и Нила Геймана — связывала многолетняя дружба. А написанные ими в соавторстве «Благие знамения» стали первым большим романом в карьере Геймана. В истории о том, как демон и ангел объединили усилия, чтобы остановить Апокалипсис, виртуозно обыгрываются библейские образы и угадывается рука будущего автора «Американских богов». От Терри Пратчетта роману достались юмор, структура повествования и общее человеколюбие. За которым, кстати, по словам Геймана, пряталась злость: на несправедливость, человеческую глупость и душевную близорукость.
А вот поклонники «Истории с кладбищем» наверняка полюбят роман «Джонни и мертвецы» про дружбу подростка с привидениями.
Со Смертью шутки совсем не плохи. Потому что Смерть в исполнении Терри Пратчетта — любознательный и увлекающийся персонаж, который помимо прочего любит кошек. В «Мрачном Жнеце» он (да-да, здесь это сущность мужского рода) решает отправиться в отпуск, из-за чего обитатели Плоского мира перестают умирать. В их числе волшебник Ветром Сдумс, который только после несостоявшейся кончины начинает жить по-настоящему. Каждый из романов этого подцикла — ироничное и местами уморительно смешное высказывание на серьезные темы. Например, о противостоянии человека и судьбы, как в книге «Мор, ученик Смерти», или силе творчества, как в «Роковой музыке».
Джонни — типичный 12-летний мальчишка. Он живет в маленьком скучном городе, его родители слишком заняты выяснением отношений, чтобы понять одиночество и тоску сына. Ему не очень нравится школа, но очень нравятся компьютерные игры. Однажды пришельцы, с которыми он самозабвенно сражается в очередной стрелялке, капитулируют и просят его помощи. Так Джонни оказывается внутри компьютерной игры, где ему приходится принимать неожиданные для себя решения. Стандартный для фантастики зачин романа «Только ты можешь спасти человечество» у Пратчетта превращается в доверительный разговор о сложности и неоднозначности этого мира.
Остальные книги о Джонни Максвелле — «Джонни и мертвецы» и «Джонни и бомба» — ничуть не уступают первой книге трилогии.
Если трилогия о Джонни Максвелле адресована подросткам, то еще один цикл Терри Пратчетта о ведьме Тиффани Болен создан для детей от 8-9 лет. Приключения и неожиданные события, множество сказочных существ, включая уморительных хулиганских Нак Мак Фиглей, сочетание смешного и грустного делают роман «Маленький свободный народец» отличным примером детской литературы. А еще эта история прекрасно подходит для совместного чтения или даже для семейного книжного клуба. Потому что за увлекательным сюжетом о юной ведьме, которая отправляется на выручку младшему брату, как это бывает у Пратчетта, прячется гораздо больше.
Романы Терри Пратчетта иногда называют постмодернистским фэнтези за умение автора ловко вплетать в повествование образы современной поп-культуры и классические сюжеты. Оценить это можно, прочитав «Вещих сестричек» (второй роман подцикла о ведьмах), полных аллюзий к «Макбету». Если понравится, можно продолжить знакомство с ведьмами дальше. В «Ведьмах за границей» за увлекательной и смешной историей можно найти неожиданный взгляд Пратчетта на сказки. А в «Дамах и Господах» писатель вновь обращается к Шекспиру — на этот раз к комедии «Сон в летнюю ночь».
Представьте себе роман, героями которого становятся Чарльз Диккенс, Суинни Тодд, королева Виктория, а также глава лондонской полиции Роберт Пиль, чье имя подарило британским полицейским прозвище «бобби». И все они задействованы в запутанной и опасной истории юноши и спасенной им девушки. Вы получите «Финт» — роман-посвящение викторианской эпохе. При его создании Пратчетт вдохновлялся книгой Генри Мэйхью «Рабочие и бедные Лондона» о проблемах низших сословий города. Несмотря на реалистичный антураж и отсутствие магии, это безусловное фэнтези. Хотя бы потому, что автор намеренно исказил некоторые факты, чтобы объединить всех исторических персонажей в одной книге.
Авантюрист и мошенник Мокриц фон Липвиг оказывается в шаге от виселицы, но получает помилование. С одним условием: возглавить Почтамт Анк-Морпорка, который буквально тонет в недоставленных письмах. Помилование оказалось условным, поскольку несколько предшественников фон Липвига погибли при загадочных обстоятельствах. А его подчиненные явно что-то недоговаривают. Да и сам Мокриц настроен не просто пережить прежних глав Почтамта, но и извлечь из своего положения выгоду. «Держи марку» — настоящий триллер в фэнтезийном антураже и отличная возможность познакомиться с Плоским миром, если вы любите остросюжетную литературу.
Мокриц фон Липвиг правит бал еще в двух романах Пратчетта — «Делай деньги!» и «Поддай пару!», так что эта трилогия отлично подойдет тем, кто не любит длинные циклы.
Сложно представить ситуацию, в которой знатоки фэнтези не читали бы Терри Пратчетта. Но если такие есть, то они могут смело начинать знакомство с писателем с самого первого романа «Цвет волшебства». В нем есть как масса отсылок к классике жанра, так и откровенный стеб над шаблонным фэнтези 70-80-х годов. И сразу же продолжить с «Безумной звездой», которая является прямым продолжением «Цвета волшебства». Она выводит уровень абсурда, заявленный в первом романе цикла, на небывалую высоту. И, как это бывает почти с каждой книгой Терри Пратчетта, заставляет выписывать цитаты одну за другой.
«Можно сколько угодно носиться по свету и посещать всякие города, но главное — отправиться потом туда, где у тебя будет возможность вспомнить ту кучу вещей, которые ты повидал. Ты нигде не побываешь по-настоящему, пока не вернешься домой»