Могут ли «Пятьдесят оттенков серого» научить лучше понимать других людей? Или для этого необходимо читать книги вроде «Войны и мира»? Американские ученые сравнили влияние беллетристики и интеллектуальной прозы на нашу способность понимать мысли, эмоции и мотивы окружающих людей.
Автор исследования Дэвид Кидд заинтересовался социальной психологией, когда изучал русскую литературу, получая докторскую степень в Новой школе в Нью-Йорке. Он выявил, что две категории, на которые литературоведы подразделяют художественную литературу, оказывают разный эффект. Когда мы читаем захватывающий, но предсказуемый бестселлер, «чтение подобно катанию на американских горках», — говорит он, — «и при этом мы все испытываем одно и то же ощущение». Интеллектуальная литература, в свою очередь, требует от читателя большего участия. Созданные писателями миры полны персонажей, чье поведение запутано и необъяснимо, а авторы не дают инструкций к тому, как относиться к ним, кому доверять и что чувствовать в каждой из ситуаций.
Кидд и его консультант, социальный психолог Эмануэле Кастано, предположили, что навыки, которые мы используем, чтобы ориентироваться в этих неоднозначных вымышленных мирах, помогают нам и в реальной жизни. Исследователей заинтересовало, как книги влияют на нашу способность интуитивно считывать и предсказывать чужие эмоции. Эта способность тесно связана с эмпатией — умением распознавать и примерять на себя чувства других людей. Собранные доказательства подтверждают связь между чтением художественной литературы и этими компонентами эмоционального интеллекта. При этом не только заядлые книгочеи, но и те, кто предпочитает популярную литературу, как правило, лучше справляются с определенными тестами на эмпатию.
Чтобы измерить непосредственное влияние на психику человека двух типов художественной литературы, Кастано и Кидд провели серию экспериментов. В каждом из них они просили респондентов прочитать 10-15 страниц интеллектуального или популярного романа. Среди отрывков были рассказы Антона Чехова и Дона Делилло, а также произведения лауреатов Премии ПЕН, Премии О’Генри и Национальной Книжной Премии США. Выбирая беллетристику для эксперимента, авторы исследования ориентировались и на рейтинги Amazon.com: они выбрали «Грехи матери» Даниэлы Стил, «Исчезнувшую» Гиллиан Флинн и другие известные произведения, например научно-фантастические романы Роберта Хайнлайна.
После прочтения отрывков участникам эксперимента предлагали пройти тесты на эмоциональный интеллект. В одном из них они смотрели на фото в течение 2 секунд и решали, был ли человек счастлив, рассержен, испуган или грустен. В другом — видели лишь часть лица и выбирали из четырех сложных эмоций, таких как «задумчивость» и «сомнение».
Обе группы прошли тесты лучше, чем контрольная группа — те, кто читал научные статьи или не читал вообще. И хотя результаты респондентов, получивших отрывки из интеллектуальной литературы, были несколько выше, чем у читавших популярные романы, ученым пришлось признать, что влияние литературы на эмоциональный интеллект не зависит от приверженности читателей к определенному жанру. Когнитивный нейробиолог Витторио Галлезе из Пармского университета в Италии, который также изучает реакции мозга на произведения искусства, аргументирует это тем, что с течением времени граница между «высоким» и «низким» искусством может заметно сместиться. Например, «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака в свое время издавалась как произведение «популярной» литературы, но с тех пор приобрела статус признанной классики.
По материалам HuffPost