Кадр из фильма «Властелин колец: Братство Кольца», 2001 год
Дорога с давних пор вдохновляла и пугала людей, становилась местом радостных встреч и больших трагедий. Ее не могли не поэтизировать, так что еще в древней литературе появились красочные истории о путешествиях, а интерес к таким текстам не падает и по сей день.
Рассказываем, какими разными бывают роуд-стори и что их объединяет.
Навстречу чудовищам и приключениям
В эту категорию можно собрать множество самых разных книг. Первое, что приходит на ум, это, конечно, гомеровская «Одиссея», где встречаются и циклоп Полифем, и людоеды-лестригоны, и чудовища Сцилла и Харибда, и, конечно, бескрайние морские просторы. Или «Семь путешествий Синдбада-морехода» из «Тысячи и одной ночи», испытавшие сильное влияние древнегреческих поэм и тоже похожие на роуд-стори с опасными приключениями.
-12% Остров сокровищ (ил. Е. Комраковой) 1543 ₽ 1759 ₽ -12% В корзину
Со временем вера в чудовищ у публики ослабла, зато вырос интерес к новым народам и далеким землям. В начале XVIII века мир зачитывался «Робинзоном Крузо», некоторые главы которого — это полноценная роуд-стори. В конце XIX столетия появился «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона. А XX век подарил нам романы Джека Лондона и «Одиссею капитана Блада» Рафаэля Сабатини.
В противовес серьезным историям о сильных людях в суровых условиях в литературе также появлялись сатирические тексты, в которых писатели пародировали героические подвиги, низводя их до приключений незадачливых туристов. Классический пример — повесть Джерома Клапки Джерома «Трое в одной лодке, не считая собаки».
-17% Дикая. Опасное путешествие как способ обрести себя (кинообложка) 825 ₽ 989 ₽ -17% В корзину Контент 18+
Почти все эти книги рассказывают о суровой реальности путешественников, но одновременно романтизируют дорогу и развлекают читателей. Возможно, не будет ошибкой, если мы оставим в этой категории и современные истории о путешествиях, такие как «Дикая», где герои вместо мифических чудовищ сталкиваются с опасными зверями, а вместо туземцев-людоедов — с внутренними демонами.
«Одиссей в пещере Полифема», картина кисти Якоба Йорданса
Путь как философия
Дорога как метафора жизни — очень важная часть религиозной культуры. Неслучайно Моисей 40 лет водил евреев по пустыне, а Христос проповедовал в разных городах. В эпоху раннего Средневековья популярными стали паломнические тексты, рассказывающие о пути от «грешной» периферии к «святому» центру — в Иерусалим, Рим или Константинополь.
Образ дороги как жизни (или дороги как перерождения) есть и в давно перекочевавшей на детские полки повести «Хоббит, или Туда и обратно» Джона Р. Р. Толкина, а также в более «взрослом» произведении автора — «Властелине колец». Несмотря на жанр фэнтези, многим кажущийся слишком легковесным, эти тексты полны библейских отсылок и показывают трансформацию личности за время пути.
Книги Якова 639 ₽ На Литрес
В современной литературе философской роуд-стори можно назвать роман «Книги Якова» нобелевской лауреатки Ольги Токарчук. Писательница намеренно избегает повествования от лица заглавного героя, но показывает мир и дорогу глазами его спутников. И у каждого из этих людей своя цель и свои испытания.
Травелоги
Этот жанр много лет успешно существует на границе публицистики и художественной литературы. Считается, что травелог появился еще в I веке до н.э., и даже отдельные главы из «Истории» Геродота (V в. до н.э.) вполне подходят под это определение. В Россию путевые очерки пришли несколько позже. Так, первым русским травелогом считается «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.
Среди других знаменитых травелогов — «Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе», «Письма из Франции» Дениса Фонвизина, «Письма русского путешественника» Николая Карамзина, «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» Александра Пушкина и «Фрегат „Паллада“» Ивана Гончарова. Это всего лишь небольшой процент из того огромного корпуса текстов, где литература тесно соседствует с документалистикой и которые могут достоверно рассказать нам о том, как жили самые разные люди в ту или иную эпоху.
-11% Исчезающий Север. Непридуманные сюжеты из жизни русской глубинки 2540 ₽ 2869 ₽ -11% В корзину
Сегодня травелоги не так популярны у читателей, но на полках книжных магазинов все еще можно встретить достойные образцы. Например, «Исчезающий Север» Александра Моисеева — книгу, в которой автор, насколько это возможно в печатном тексте, попытался передать даже речь своих героев. Или «Карелия — жемчужина Русского Севера» Натальи Якубовой, рассказавшей о своем опыте путешествий по этому региону.
Въезд Чичикова в город NN. Иллюстрация Алексея Лаптева
Сентиментальные путешествия и возможности для критики
Иногда к травелогам относят и «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева, но это скорее повесть, вобравшая в себя множество разных фрагментов, где автор зафиксировал чувства и эмоции, а не подлинные события.
-19% Путешествие из Петербурга в Москву 266 ₽ 329 ₽ -19% В корзину
Объединяющими нитями здесь служат названия станций и лирический герой, который ужасается бедности крестьян и зверству помещиков. Текст получился злым, едким, а его автор был приговорен к смертной казни, «по милосердию и для всеобщей радости» замененной на десятилетнюю ссылку.
Любопытно, что выросло это произведение из невинного «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» Лоренса Стерна, в котором британский писатель намеренно много говорил о своих эмоциях, обходя вниманием стандартные для путевых заметок вещи.
Наследником Стерна можно считать и упомянутого уже Карамзина. А вот публикация «Путешествия из Петербурга в Москву», с попыткой Радищева посмотреть на провинциальную Россию, отчасти сделала возможным появление гоголевских «Мертвых душ» — тоже своеобразной роуд-стори.
-17% В свободном падении 618 ₽ 749 ₽ -17% В корзину Контент 18+
Современные роуд-стори вполне могут сочетать сантименты и острую социальную критику. Таков, например, роман «В свободном падении» Джей Джея Бола о харизматичном учителе, который отправляется в путешествие после многих лет работы в школе для трудных подростков.
Постапокалиптические роуд-стори
В постапокалиптической литературе тоже нередко встречается мотив пути и «поиска Святого Грааля» — объекта или места, которое поможет герою сохранить остатки цивилизации или хотя бы собственную жизнь.
-16% Кадавры 898 ₽ 1069 ₽ -16% В корзину Контент 18+
Самый известный пример такого «поиска» — роман Кормака Маккарти «Дорога», где безымянные отец и сын идут по разрушенным неназванным катаклизмом США. А литературным наследником этого произведения можно считать недавно вышедших «Кадавров» Алексея Поляринова, в которых герои путешествуют по южной части России после апокалипсиса.
***
Как видите, роуд-стори, травелоги и любые другие произведения о путешествиях преследуют очень разные задачи и нагружены очень разными аллюзиями. В этом материале мы не претендовали на полноту освещения темы, но надеемся, что заинтересовали вас книгами этого жанра, на которые дарим скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.