Нередко место действия играет большую роль в сюжете, а уж если история фантастическая, то город придает ей дополнительный колорит. Вспомните Лондон Гарри Поттера или дом писателя в «Хрониках Нарнии».
Мы решили продолжить цепочку — и собрали романы, в которых знакомые города изменились под действием магии или прогресса.
Зазеркальный Лондон Чайны Мьевиля
Нон Лон Дон Твердый переплетНичего святого у хулигана Чайны Мьевиля, похоже, нет. И даже чопорную столицу Великобритании он превратил в Страну чудес, где заканчивают свою жизнь все потерянные вещи. Этот же волшебный Нон Лон Дон населяют и странные люди, такие как повелитель поломанных зонтиков Герр Зонтломайстер. Здесь можно оказаться в джунглях, просто открыв дверь в соседнюю комнату, и попасть под гнев черной тучи, мечтающей уничтожить человечество. Мьевиль описал город, внешне очень похожий на настоящий Лондон с его древними башнями и мостами, но совершенно отличный от него по внутреннему содержанию.
И его же сюрреалистический Париж
Последние дни Нового Парижа Твердый переплетВ своей странной и талантливой манере писатель преобразил и столицу Франции. В «Последних днях Нового Парижа» Мьевиль рассказывает о городе, который раздирают с одной стороны бои между повстанцами и войсками Третьего рейха, а с другой — чудовища, ожившие с полотен сюрреалистов. Деревянный столик с лисьей головой и хвостом, огромные цветы, пожирающие самолеты, Изысканный труп, нарисованный группой художников, — все они становятся частью и без того необыкновенного города.
«Меня поражает эта творческая энергия Чайны Мьевиля, его бешеная фантазия, его способность вдохнуть жизнь в описания персонажей, которые переносятся из плоского мира бумаги или холста в брызжущий смертью и борьбой объемный мир книги. Эта книга влюбила меня в Мьевиля, и, видимо, это надолго».
Халимат Текеева, главный редактор журнала Eksmo.ru
Магические Варшава и Санкт-Петербург Адама Пшехшты
Адепт Твердый переплетПервое десятилетие XX века, мир накануне мировой войны, а общее спокойствие, и без того шаткое, нарушают магические анклавы, появившиеся в Варшаве, Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.
«Это территории, где не действуют физические законы. Обычные предметы здесь обретают сверхъестественные свойства, тут можно встретиться с демонами, отыскать слова силы или добыть первичную материю, которая используется в алхимии. Появление анклавов изменило облик городов, поскольку территории этих сверхъестественных мест ограничены серебряными заборами, чтобы всякая нечисть не смогла пробиться за их пределы. Автор часто использует топонимы: названия улиц и дворцов, поэтому Варшава и Петербург вполне узнаваемы, хотя детального описания нет».
Дмитрий Злотницкий, PR-менеджер издательства «Эксмо», журналист
Миру магов и анклавов Адам Пшехшта посвятил три книги, объединенные рассказом о приключениях польского алхимика Олафа Рудницкого. Несмотря на фантастический сюжет, историческая атмосфера здесь воссоздана во всем ее блеске и ужасе.
Тайная Москва Вадима Панова
Самый главный приз Твердый переплетВот уже 20 лет Вадим Панов рассказывает о закулисной жизни московских магов и чародеев. Расы его героев носят имена славянских племен и нечистой силы, но персонажи частенько ведут себя как вполне современные обитатели мегаполиса.
«Тайный Город — это цикл из 37 книг, в которых легко узнать Москву. Ее праздные вечера, опасные ночные улицы и яркие дни, полные забот и борьбы. Знакомую нам и внешне обычную жизнь ведут не только обыватели. Среди героев цикла много вампиров, оборотней и представителей магических Орденов. Они делятся на Великие Дома и умеют больше, чем люди. Потомки древних рас тайно занимаются волшебными делами. Ключевую роль в сюжете играют магия и существа, которые правили Землей задолго до первых людей. Они устраивают разборки, плетут интриги, заключают и расторгают союзы. Тайный Город бурлит похлеще деловой Москвы, но не каждый может это увидеть».
Илья Громов, редактор российской фантастики «Эксмо»
Постапокалиптическая провинция Эмили Сент-Джон Мандел
Станция Одиннадцать Твердый переплетМы не знаем, существует ли Сент-Дебора на самом деле. До эпидемии, о которой рассказывается в романе «Станция Одиннадцать», это был обычный городок, каких много в США.
Действие книги Эмили Сент-Джон Мандел происходит в будущем, когда мир пережил разрушительную эпидемию, и люди озабочены одним вопросом: как им выжить в новой реальности? Культура в этом мире забыта, и только горстка неравнодушных старается спасти великое наследие, оставленное предыдущими поколениями. Для этого театральная труппа «Дорожная симфония» путешествует по всей территории бывших Соединенных Штатов.
«Пандемия гриппа в „Станции Одиннадцать“ свела на нет все достижения цивилизации. Но когда читаешь про жизнь и быт маленьких городов спустя двадцать лет после апокалипсиса, нет ощущения, что их жизнь принципиально изменилась. Разве что бывшие магазины и забегаловки используются в качестве жилья, а сообщение между населенными пунктами оказывается на уровне средневековья. А вот (тут будет небольшой спойлер) жизнь обитателей аэропорта Северн-Сити, где находится Музей цивилизации, дает почувствовать, что мир уже не будет прежним. Терминал, ежедневно принимавший сотни пассажиров, превращается в маленький город, где есть школа и свои правила».
Анастасия Резниченко, редактор сайта Eksmo.ru
Такая разная Калифорния в трилогии Кима Стэнли Робинсона
Дикий берег Твердый переплетВесь триптих писателя Кима Стэнли Робинсона — это вариации на тему того, как будет жить его любимая Южная Калифорния в будущем. Первая книга — «Дикий берег» — показывает мир эпохи постапокалипсиса. Атомная война уничтожила Соединенные Штаты, но их обитатели выжили и ведут примитивный образ жизни.
«Маленькие общины занимаются сельским хозяйством, охотой, собирательством, торговлей. Это „мягкий постап“, не похожий на Fallout, Mad Max или мир Metro. Главный герой постепенно взрослеет и становится участником попытки восстановления некой государственности. Можно сказать, что книга по жанру — антиутопия, но если смотреть объективно, то это скорее анархистская утопия».
Григорий Батанов, редактор книги
Золотое побережье Твердый переплет
В романе «Золотое побережье» все наоборот. США сильны, а Округ Ориндж окончательно превратился в каменные джунгли.
«Это явная дистопия. Перед нами предстает Калифорния, превращенная в единый город-агломерат из асфальта и бетона, скопище многоэтажек, офисных небоскребов и торговых центров, связанных многоуровневыми автобанами, по которым мчатся машины-беспилотники. Мир на грани атомной войны и экологической катастрофы, старшее поколение героев занято бизнесом в гонке вооружений, а их дети не могут себя найти и погружаются в забытье вечеринок и наркотиков».
Григорий Батанов, редактор книги
У кромки океана Твердый переплет
Ну, и третий вариант развития событий. «У кромки океана» — это экологическая антиутопия.
«Изменены идеология и экономика большинства стран мира, введены экологические законы, и планета постепенно избавляется от вреда, который успело принести человечество. Мы видим Округ Ориндж как сообщество мудрых и небезразличных людей, которые строят свое будущее так, чтобы в нем могло выжить следующее поколение».
Григорий Батанов, редактор книги
Во всех трех романах Робинсон точно следует географии Округа. Места узнаваемы, и легко вообразить, что с ними случилось после войны, застройки или возвращения назад к дикой природе. Более того, все романы снабжены подробными картами.