Иэн М. Бэнкс

Иэн Мензис Бэнкс родился в Шотландии. С раннего возраста мальчик мечтает быть писателем. Своё первое произведение он пишет в 16 лет. В университете юноша изучает философию, психологию, английский язык. В 1984 году выходит его первая книга — «Осиная фабрика». Отныне Бэнкс занимается литературой и только литературой.

Свои произведения автор пишет под двумя именами. Для научной фантастики он — Иэн М. Бэнкс, а при работе с другими жанрами писатель использует свои имя и фамилию. В 1987 году появляется еще один роман — «Вспомни о Флебе». Именно с него начинается знаменитый научно-фантастический цикл «Культура». Сюжеты шотландского автора так полюбились британцам, что они используют их в театральных и радиопостановках, переносят на экран телевизора. В 2008 году журнал «The Times» называет Бэнкса одним из «50-ти лучших Британских писателей с 1945 года».

При всём научном антураже книги Бэнкса рассказывают увлекательную историю и помогают человечеству, взглянуть на себя со стороны. В мире, созданном Бэнксом, технологии вышли на новый уровень. Продвинутые человекоподобные существа живут на разумных космических станциях и сосуществуют с представителями других рас. Эволюция здесь добилась невероятных успехов: люди-долгожители с легкостью путешествуют по всей Вселенной. Но даже в идеальном обществе есть проблемы. Одна из них — общение с менее развитыми цивилизациями. Так, в «Последнем слове техники» гуманоиды прибывают на Землю, где сталкиваются с несовершенством людской природы.

Последний роман Иэна Бэнкса «Каменоломня» опубликован посмертно. Писатель скончался в 2013 году от рака.

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Несущественная деталь

Эм.

Какой сарказм, что на обложке книги "Несущественная деталь", которая относится к фантастической серии книг автора, нет буквы М. в полном имени автора, а ведь именно под Иэн М. [Мензис] Бэнкс он писал серию про Культуру. Несущественная деталь присутствует так незримо.

Читать полностью
Алгебраист
На книгу Алгебраист

По стопам Фассина

     Прочитан 750-страничный «Алгебраист». И в результате после прочтения... пусто.

     Роман не оставляет ничего: ни каких-то ярких эмоций, ни информации к размышлениям, ни новых идей. Даже на возникшие вопросы не особо хочется узнать ответы.

     Масштабно, мир огромен: множество планет, самых разнообразных  рас и технологий. Фантазия автора, конечно, поражает. Очень многое описано, рассказано в нескольких предложений. В контексте роман это временами выглядит правильно и к месту, но всё же при прочтении возникает множество вопросов, на которые автор не дает ответа.

     Читается роман медленно, трудно. Огромное количество технических терминов и витиеватых громоздких фраз. Вначале пробираешься через бурную реку, которая мешает двигаться дальше. А потом... нет, поток не подхватывает. Он сдается и позволяет неторопливо двигаться вместе с ними к весьма предсказуемому финалу. Для объемной книги это минус.

     Сам сюжет тоже не блещет оригинальность. Что у нас имеется?  Есть угроза вторжения. И главный герой, Фассин Такк отправляется на поиски таинственного преобразования насельников превращается в непонятно что. Но ради чего всё это? Ещё один минус в копилку романа.

     О чём книга? О любви? Нет, любовной линии в романе нет. Масштабные космические сражения? Тоже отсутствуют. Приключения? Да нет же. Их тоже нет. Какая-то особо ценная философия? Нет, на психологическую фантастику романне тянет.

     Герои появляются и исчезают в никуда. Причем их гибель не заставляет сопереживать. Их мотивации не ясны, остаются за кадром. Мотивы самого Фассина тоже не совсем понятны. Да и... у Бэнкса получился какой-то серый персонаж. Очередной минус.

     Серо и невзрачно. Желания перечитать книгу не возникает, а это один из основных признаков хорошей книги.

     Ну и напоследок, камешек в сторону переводчиков. Не верю! Не верю, что обилие нецензурных слов украшает книгу. (Оригинала текста не видел, но маловероятно, что перевод точен) Не верю, что инопланетные расы ругаются теми же словами, что и люди.

Читать полностью

Рецензии СМИ

Материя
На книгу Материя

Чуть подпаленный на гриле реальности

Опять Иэн М. БЭНКС, опять «Культура». Предпоследний написанный им роман из этого цикла, опубликованный на языке оригинала в 2008 году. «Книжный клуб» уже анонсировал ряд книг о гедонической цивилизации «Культура», имеющей привычку свои понятия о счастье, прогрессе и справедливости распространять и на другие цивилизации (см. «Флеб, финикиец, две недели как мертвый», «КВ» от 14 сентября 2011 г.), «Проходная пешка» («КВ» от 30 ноября 2011 г.) и «Богом быть трудно» («КВ» от 18 января 2012 г.). Внешний сюжет очередного романа обозначен в официальной аннотации: «Принц Фербин чудом уцелел после битвы, в которой погиб его отец — король Хауск, повелитель сарлов, населяющих Восьмой уровень пустотела Сурсамен. Вынужденный спасать свою жизнь, принц покидает эту искусственную планету — одну из тысяч, с неведомой целью построенных вымершим более миллиарда лет назад видом, известным как Мантия, — и отправляется на поиски своей сестры Джан Серий Анаплиан, за годы их разлуки успевшей стать агентом Особых Обстоятельств службы Контакта сверхцивилизации Культуры. Но и Джан не может объяснить, отчего Сурсамен, особенно его примитивный, по галактическим меркам, Восьмой уровень, вдруг привлек такое пристальное внимание стольких могущественных цивилизаций». Это повествование автор укладывает в изощренную форму космической оперы, частично ее же и пародируя. Местами БЭНКС откровенно издевается над коллегой Дэвидом БРИНОМ, автором цикла о Возвышении, где вышестоящие цивилизации менторствуют над более примитивными, но по сути сами не так далеко от них и ушли. А в ряде перипетий вновь узнаются братья СТРУГАЦКИЕ: «Ничего не делать, когда невыносимо хочется сделать что-нибудь и когда у тебя есть все средства для этого, не легче — труднее. Легче становится, только если знать: ты ничего не делаешь для насильственного улучшения других». Перевод названия «Материя» не совсем верный, скорее всего, автор, большой любитель слов-перевертышей, имеет в виду «matter of faith» — вопрос веры. Один из центральных диалогов романа перекликается с известным трудом Жана БОДРИЙЯРА «Войны в заливе не было».

Источник: kvnews.ru

Читать полностью
Инверсии
На книгу Инверсии

Богом быть трудно

Уже в аннотации к книге говорится, что «Инверсии» — это новый вариант «Трудно быть богом», по-бэнксовски и со стереоэффектом. Действие разворачивается на планете, пережившей катастрофический метеорный дождь; в двух соперничающих государствах на стыке Средневековья и Возрождения, причем фокусами парадоксально перекрещивающихся сюжетных линий, с кровавыми заговорами и коварными интригами, служат придворный лекарь одного властителя и личный телохранитель другого«. И действительно, в процессе чтения романа в память приходит классическое произведение братьев СТРУГАЦКИХ, изданное 35 годами ранее. И это не первая их перекличка. Организация «Особые обстоятельства» из цикла романов о цивилизации Культура очень напоминает прогрессоров, а организация «Контакт» — «Комкон — Комиссию по контактам».

Впрочем, творческое переосмысление опыта советских авторов отнюдь не мешает с интересом читать БЭНКСА. «Инверсии» — единственный роман из цикла «Культура», в котором о Культуре даже не упоминается. В английских изданиях автор сознательно снял все обозначения о принадлежности к этому циклу. Разве что в сказке, рассказанной телохранителем ДеВаром маленькому мальчику, говорится о некой волшебной стране Богатилии, где «каждый мужчина был королем, каждая женщина — королевой, каждый мальчик — принцем, а каждая девочка — принцессой». Как говорится в этой сказке дальше, «В той земле жили два друга — мальчик и девочка, они были в двоюродном родстве и выросли вместе. Они считали себя взрослыми, а на самом деле все еще были детьми. Они были лучшими друзьями, но часто не соглашались друг с другом. И одно из главных расхождений касалось вопроса о том, что делать, когда в Богатилии объявится одно из этих племен бедняков. Предоставить ли их самим себе или помочь им улучшить их жизнь? И если все-таки помогать, то как именно?». О лекаре и телохранителе в книге рассказывают другие, те, кто живет в этом мире и в этом времени, те, кто не понимает мотивов и побуждений этих двух странных людей. Возможно, они сами, прибыв в это дикое средневековье из высокоразвитой цивилизации, чувствовали себя здесь полубогами, однако в искусстве коварства и интриги оказались просто детьми.

Источник: kvnews.ru

Читать полностью
Алгебраист
На книгу Алгебраист

Анархия — мать порядка

«Власть отвратительна как руки брадобрея», — сказал много лет назад поэт. Именно об этом роман Иэна М. Бэнкса «Алгебраист». А также о Человеке и Мире. В хороших художественных произведениях их взаимоотношения заканчиваются в промежутке между двумя крайностями: человек изменяет мир или мир изменяет человека. Причем имеется в виду конкретный человек, The Man, как это принято писать в англоязычном мире, герой произведения, главный персонаж, действующее лицо. Впрочем чаще всего, изменяя мир, этот герой меняется и сам. Бэнкс написал «новую космическую оперу», но весьма объемистую, барочно усложненную и неторопливую, нередко уходящую в своем повествовании чуть влево или вправо от сюжетной магистрали к очередной детали описываемого им мира далекого будущего.

Но все, что положено для «оперного» жанра , здесь есть: межзвездные войны, причудливого облика разумные существа, колоритные планеты и злодей-захватчик Люсеферус. Подчеркнуто кровожадный и даже несколько в этом опереточный — с бриллиантовыми зубами и ярко-красными белками глаз. С примеров его бесчеловечной жестокости и начинается роман. А информация о грядущем вторжении его армады стала двигателем сюжета, заставив власть срочно рекрутировать главного героя по имени Фассин Таак на поиски некоего кода к «насельническому списку» с координатами двух миллионов порталов для мгновенной переброски космических кораблей практически в любой уголок Вселенной. Этот же список оказался причиной нашествия врага. Профессия Фассина — наблюдать и разговаривать с насельниками, представителями древнейшей цивилизации Галактики, каждый из которых может достигать возраста миллиарда лет и для которых все остальные — быстрые — цивилизации как бабочки-поденки. Понятно, что накопленные ими знания — лакомый кусок для многих. Но в ходе поисков выясняется, что власти собственные в жесткости и бесчеловечности не менее отвратительны вышеназванного Люсеферуса. Порою при чтении романа мелькает мысль: уж не пародия ли это, кое-где автор откровенно стебается над шаблонами жанра. Но фирменный английский юмор никогда не мешал британским авторам говорить о глубоких вещах.

Источник: еженедельник «Коммерческие вести»

Читать полностью

Цитаты

Все цитаты (9)