Олег Игоревич Дивов

Олег Дивов – российский писатель-фантаст. Член Союза писателей России, Союза литераторов России и Совета по фантастике и приключенческой литературе при Союзе писателей России. 

Дивов — лауреат почти всех профессиональных премий, от престижного «Странника» до таких экзотических призов, как Гран-При несостоявшегося конвента «Фанкон-2000» или почетная грамота Харьковского Университета Внутренних Дел.

Писатель родился в 1968 году в Москве. Образование - два с половиной курса ф-та журналистики МГУ и два года армии. Женат. С 14 лет публикуется как журналист. С 1990 года переключился на рекламные тексты и концепты. 

Литературный дебют - роман «Мастер собак» (1997). В том же году вышли сюжетно связанные с «Мастером…» романы «Стальное сердце» и «Братья по разуму». Затем, «След зомби» - переработанная авторская версия трилогии. 

Публикуется в «ЭКСМО» с 1998 г. В сериях «Абсолютное оружие», «Стальная крыса», «Наши звезды», «шедевры отечественной фантастики» вышло более десяти романов автора.

Сайт: http://www.divov.lib.ru

Читать полностью Свернуть текст

Новинки

Отзывы

Беспощадная толерантность

здравствуйте

очень интересный сборник, лет 15 назад описанное в нем невозможно было даже представить, а сейчас это не кажется такой уж отдаленной перспективой(

Читать полностью
Леди не движется

***

Книга «Леди не движется» Олега Дивова это детективный роман с элементами фантастики. Прочитала довольно быстро, увлеклась.
Действие происходит в мире, где сотни освоенных планет, на которых живут Люди, Эльфы, Орки и (Индейцы?). Интересно, что повествование идет от женского лица, а автор мужчина. Нет, я, конечно, вспомню еще парочку таких смелых авторов, но согласитесь, что их немного.
Главная героиня Офелия (или Делла) образованная, привлекательная, в ее прошлом страшные тайны, и в настоящем тайны. Она честолюбива и любит свою работу. Делла помощник инквизитора. Инквизитор это не то же самое, что частный детектив, это на порядок выше и влиятельней, и самые сложные расследования достаются именно им.
И сейчас Делла расследует сразу шесть убийств, жертвы которых на первый взгляд друг с другом не связаны. На героиню охотятся, ее пытаются отстранить, даже убить, но ей везет))
Надо сказать, что любителям детективов это произведение напомнит серию романов Рекса Стаута, где героями являются Ниро Вульф и Арчи Гудвин. А любительницам женских романов напомнит серию «Ева Даллас» от Норы Робертс.
Оформление мне понравилось, читала на бумаге, книгу приятно держать в руках.

Читать полностью
Леди не движется-2

***

Прочитала книгу Олега Дивова «Леди не движется-2», очень было интересно узнать, чем же закончится расследование, начатое в первой части.
Кстати, история стала меньше похожа на детектив, а больше на любовный роман. Нет, есть, конечно, и убийства и расследование, но чувств, диалогов и постельных сцен стало чуток больше. Кому как, а мне понравилось, что книга перешла в жанр остросюжетный любовный роман с элементами фантастики =)
Что-то не заметила я никакой разницы между частным детективом и инквизитором, а ведь в первой части, автор уверял, что эта разница значительная.
Поскольку следствие, начатое в предыдущей части не законченно, в начале нет внятной завязки, да и действие развивается слишком неспешно. Герои никуда не спешат и совершенно не торопятся, занимаясь своими личными делами.
То, что начальник влюблен в Деллу было понятно и раньше, то, что бывший муж «не святой», тоже было понятно. Насчет мстителя, жалко его, конечно, но его смерть добавляет реалистичности.
Разжеванное объяснение мотивов: кто, кого и за что убил, пролистала, слишком нудно, да и ненужно. Эпилог? К чему он вообще был? Лучше бы обе части вышли под одной обложкой.
Знаю, что уже есть продолжение, и история еще не закончилась.

Читать полностью
Дама с собачкой

***

«Дама с собачкой» продолжение дилогии Олега Дивова «Леди не движется». Прочитала быстро, за пару дней, общие впечатления остались хорошими. Третья книга мне понравилась больше чем вторая, вероятно, потому что муж главной героини не раздражал и не путался под ногами. (Сомневаюсь, конечно, что он погиб).
Главная героиня Офелия, пока еще работает помощником инквизитора, их отношения неопределенные и запутанные. Инквизитор плывет по течению, расследований практически не ведет, и книга уже меньше похожа на детектив. Сибирский киборг или, по-простому, Вася перетягивает все внимание на себя и оказывается очень полезным животным. На жизнь Офелии покушаются, и спасает ее киборг. Кстати, животными киборгами уже никого не удивить: собаки, лошади, кошки, мыши и даже бабочки. А где-то на далекой планете уже проводят эксперименты на людях.
Книга удобного формата в твердой обложке, иллюстраций нет, страницы чуть сероватые, местами просвечивают, шрифт читабельный.

Читать полностью
Выбраковка
На книгу Выбраковка

Выбраковка

Начало XXI века.2001 год. В результате "январского путча"  в России к власти приходят  офицеры спецслужб, которые формируют Правительство народного доверия. Правительство создает Агентство социальной безопасности (АСБ), которое - при поддержке большинства населения - принялось наводить в стране порядок. АСБ получило право выбраковывать (расстреливать или отправлять на каторгу и в концлагеря) всех те, кто представляет опасность для общества: уголовников, насильников, воров, взяточников,  наркоманов, проституток,  коррупционеров и олигархов. Большие деньги ничего не решали  -   обладатели больших состояний, нажитых, как правило, нечестным путем,  стали первыми кандидатами на выбраковку. Попытки бежать за границу безжалостно пресекались - до особого распоряжения были закрыты все границы страны. У ставших в одночасье "персонами нон грата" в своей собственной стране бывших "сильных мира сего" не было возможности отмазаться от справедливого возмездия с помощью продажных адвокатов - те были "выбракованы" одними из первых. (Кстати, генерал Франко, придя к власти в Испании в 1936 году,  первым делом приказал расстрелять - помимо коммунистов - всех адвокатов. То же самое сделал Пол Пот в 1976 году в Камбодже.  "Тенденция, однако...") В Россию были возвращены все ранее вывезенные капиталы - их владельцы подписали все нужные бумаги после продолжительных бесед с сотрудниками АСБ, которые умели убеждать любого - для этого у них были все средства, включая дуло пистолета у виска...
Запад, конечно же, начал возмущенно выть - дескать, нарушаются права человека (любимое занятие Запада, когда дело заходит об его, Запада, интересах...). Однако новое руководство России намекнуло нашим заклятым друзьям, что это не их дело,  что Россия пока еще имеет оружие массового поражения - и все возмущенные крики сразу же стихли.
Таким образом, прошло семь лет, и Славянский Союз (Россия  и Белоруссия) стал не только самым экономически развитым и процветающим государством (граждане страны забыли, что такое нищета и невыплата зарплаты), но и самым спокойным с точки зрения правонарушений. Обыватели перестали бояться уличных преступников,  насильников и грабителей - они тоже оказались на каторге или в концлагерях. Успешно развивается русский бизнес - правительство проводит в жизнь лозунг "У нерусских не покупаем", который горячо поддержало население страны. Торговцы с Кавказа разорены, но не смеют возмущаться, опасаясь репрессий.
Улицы городов патрулируют "рыцари без страха и упрека" - шерифы-выбраковщики,  которые не только следят за порядком, но и имеют право без суда и следствия карать хулиганов, воров, убийц, насильников и наркоманов. Законопослушные граждане могут спокойно  выходить на улицу поздно вечером, не опасаясь не только за свой кошелек, но и за жизнь.
Думается, что большинство россиян согласилось бы жить в таком не демократическом, но спокойном мире. По-видимому, такого же мнения придерживается и автор романа.
Впрочем, Олег Дивов не столь прямолинеен. Он показал не только положительные стороны выбраковки, но и, так сказать, издержки процесса. Читатель видит, что право казнить и миловать превратило самих выбраковщиков в своего рода опричников, которые испытывают чувство азарта при виде крови, ими овладевает жажда убийства - и в результате страдают те самые обыватели, которых шерифы должны защищать. И поэтому спустя семь лет после начала выбраковки (т.е. в 2007 году - время действия романа) правительство принимает решение "прикрыть" АСБ и подвергнуть выбраковке самих выбраковщиков. (Подобное уже было в реальной истории России  в 30-е годы, когда сначала Ежов занимался "чисткой" врагов народа, а потом пришел Берия и "вычистил" всех "ежовцев" во главе с "железным наркомом". Тоже тенденция - революция пожирает своих детей...)
Это хорошо понимает главный герой романа  - шериф-выбраковщик Павел Гусев. Олегу Дивову  удалось сделать его живым, думающим человеком, а не тупым персонажем фантастического боевика, "рыцарем без страха и упрека". Павел - из тех, кого обыватели презрительно именуют "гнилыми интеллигентами". Свою интеллигентность Павел прикрывает внешней крутостью и цинизмом. В действительности он не очень уверен в себе, и занят тем, что, даже выполняя задание, то и дело анализирует  свои мысли и чувства. Он осуждает себя за излишнюю жестокость по отношению к преступникам - и в тоже время оправдывает свои действия интересами страны и народа. Павел даже готов принять неизбежность того, что он в скором времени станет жертвой чистки, потому что он видит, что страна встала на ноги, что Зло повержено, и Добро - пусть с кулаками - торжествует, и в этом есть и его, Павла, заслуга. То есть жизнь он прожил не зря...
Типичная позиция русско-советского интеллигента - "жила бы страна родная, и нету других забот..." Вообще удивительно, как человек с менталитетом Павла Гусева попал в карательные органы. Тем не менее образ Павла - самая большая удача романа. Этому герою читатель может сочувствовать может соглашаться с ним или не соглашаться, а не только бездушно наблюдать за его действиями, как это чаще всего бывает, когда берешь в руки крутые книги о крутых похождениях бравых парней, которые умеют только махать кулаками и метко стрелять, но совсем разучились думать.

Читать полностью
Храбр
На книгу Храбр

Не совсем русский храбр земли Русской

«Храбр» - интересная и плодотворная попытка Дивова поработать на поле Марии Семеновой, в жанре своеобразного исторического фэнтези. Правда, у Дивова получился скорее добротный исторический приключенческий роман. Крупица фантастики заключается в том, что автор допускает существование в эпоху Киевской Руси реликтовых «снежных человечков» (вот один такой и оказался Соловьем-Разбойником). А всё остальное – нормальный исторический роман о людях времен Владимира Крестителя. Главный персонаж романа – храбр (мы бы сказали «богатырь», но этого слова на Руси еще не знают) Илья Муром… простите, Урманин, будущий герой наших былин, хотя его родословная толкуется автором очень нестандартно. Есть тут и Добрыня, только он не богатырь, а родственник князя Владимира, реальный исторический персонаж. Книга состоит из двух историй, каждая из которых является своеобразным пересказом одной из былин. Правда, вторая история, получилась похуже первой, из-за чего вся книга кажется какой-то незавершенной.      

Читать полностью
Все отзывы (8)

Рецензии СМИ

Леди не движется-2

Олег Дивов продолжает свой космо-цикл романом «Леди не движется −2»

В первой части романа «Леди не движется», вышедшей в издательстве «Эксмо» в начале осени, автор познакомил читателей с новым миром, включающем десятки обитаемых планет, четыре гуманоидных расы и целые диссидентские государства. Вывел на главную сцену основных персонажей и добавил в действие закрученную детективную интригу. Роман был тепло встречен читателями. Сразу же после выхода он занял верхние строчки рейтингов продаж крупнейших книжных магазинов и интернет-ресурсов. В продолжении романа главной героине космической оперы — Делле Берг — придется практически в одиночку идти по следу опасного преступника, опираясь только на свои силы.

«Я не имею права привлекать к расследованию посторонних. Пусть даже Шон Ти опытный и подготовленный. Но у него нет лицензии, нет оружия, и с точки зрения закона он, взяв Даймона, будет таким же преступником. А если его убьют, то вина — целиком моя. Я-то знаю, на что иду. Я на зарплате. А он — действительно посторонний. Поэтому работать я буду одна».

В новом цикле Олега Дивова планируется к выходу целый ряд романов, главными героями которых станут интеллектуалы-инквизиторы. Самое время с ними познакомиться.

Сергей Кольцов

Источник: culturavrn.ru

Читать полностью
Леди не движется-2

Олег Дивов. «Леди не движется −2»

В романе «Леди не движется — 2» читателей ждет новая встреча с элитой сыскного дела, следователями-интеллектуалами, которым нет равных во Вселенной, — инквизитором Августом и его помощницей Деллой Берг. В первой части романа «Леди не движется», вышедшей в издательстве «Эксмо» в начале осени, автор познакомил читателей с новым миром, включающем десятки обитаемых планет, четыре гуманоидных расы и целые диссидентские государства. Вывел на главную сцену основных персонажей и добавил в действие закрученную детективную интригу. Роман был тепло встречен читателями. Сразу же после выхода он занял верхние строчки рейтингов продаж крупнейших книжных магазинов и интернет-ресурсов. В продолжении романа главной героине космической оперы — Делле Берг — придется практически в одиночку идти по следу опасного преступника, опираясь только на свои силы.

«Я не имею права привлекать к расследованию посторонних. Пусть даже Шон Ти опытный и подготовленный. Но у него нет лицензии, нет оружия, и с точки зрения закона он, взяв Даймона, будет таким же преступником. А если его убьют, то вина — целиком моя. Я-то знаю, на что иду. Я на зарплате. А он — действительно посторонний. Поэтому работать я буду одна».

В новом цикле Олега Дивова планируется к выходу целый ряд романов, главными героями которых станут интеллектуалы-инквизиторы. Познакомьтесь с ними сейчас, не пропустите зарождение нового тренда!

Источник: bukvoid.com.ua

Читать полностью
Леди не движется

Играть женщину

Брутальный и блистательный Олег Дивов запустил новый цикл, где о событиях рассказывается от имени женщины Деллы ван ден Берг, прекрасной помощницы инквизитора Августа-Александера Пола Николаса (и еще несколько имен) Маккинби: «Институт независимого следствия — иначе говоря, инквизиции, — появился как средство для одновременного противодействия „мафии адвокатов“ и борьбы с коррупцией в полиции. Любой человек или инородец, гражданин или нет, мог прийти к лицензированному инквизитору и заказать расследование по интересующему его вопросу. Инквизиторы могли пользоваться материалами полиции и ее техническими мощностями, могли обходиться своими силами. В сущности, инквизитор был сам себе криминальная полиция. В отличие от частного детектива, инквизитор был абсолютно легальным игроком на правовом поле, целиком вписанным в систему следствия и судопроизводства».

Действие происходит в далеком будущем на ряде планет, на которых обитают четыре гуманоидные расы с преобладанием и лидерством человеческой. Это что-то среднее между космической оперой, женским романом и детективом. Идет расследование серии убийств, на первый взгляд, не связанных друг с другом. Взаимоотношения Деллы и Августа очень напоминают взаимоотношения Арчи Гудвина и Ниро Вульфа. Более того, орхидеи Вульфа Августу заменяет его коллекция моделей автомобилей, с которой он возится так же, как Ниро со своими цветами. Даже полицейский инспектор Крюгер похож на стаутовского Кремера с его отношением к частным конкурентам. Впрочем в какой-то мере имя Делла может быть взято из романов о Перри Мейсоне и его верной секретарше Делле Стрит.

В цикле предполагается, как минимум, пять романов, и первый, точнее, половина первого (вторая часть выйдет осенью) — это всего лишь экспозиция. Возможно, поэтому в нем недостает фирменной дивовской блистательности и брутальности. Несколько раздражает, когда Делла, окончившая факультет разведки военной академии, занимающаяся сложными расследованиями, чуть ли не треть книги тупит при встрече с братом убитого близнеца, не делая выводов из несоответствий в его поведении, в то время как читатель, знающий «Тайну двух океанов» и иже с ними, уже все понял.

mif1959

Источник: kvnews.ru

Читать полностью
Объекты в зеркале заднего вида

Глупый пиндос

В советские времена фантастики выходило мало, а сам жанр был высоколиквидным. Все книги с этим грифом считались дефицитом независимо от качества. Позднее в России навыпускали так много фантастической халтуры, что рынок просел. Решив, что жанр окончательно скомпрометирован, издатели-мейджоры протрубили сигнал к отступлению: ныне они поощряют раскрученных фантастов к тому, чтобы те по-тихому избавлялись от жанровых примет, да и сами с радостью убирают слово «фантастика» из аннотаций и выходных данных. Это приводит к забавной путанице. В 2007 году издательство «ЭКСМО» выпустило, например, книгу Олега Дивова «Оружие возмездия», назвав ее фантастическим романом, хотя это были традиционные армейские мемуары. Шесть лет спустя новая книга того же Дивова выходит в том же «ЭКСМО» без всяких привязок к жанру, хотя формально это фантастика.

Действие происходит в России в 30-е годы XXI века. Недалекое будущее выглядит куда менее конфликтным, чем настоящее. Как удалось этого достичь? В своей предыдущей утопии, печально знаменитой «Выбраковке» (1999), Дивов привел страну к счастью и изобилию при помощи узаконенного террора (работники АСБ вершили экспресс-суды прямо на улицах) и национализма вместе с изоляционизмом (лозунг «У нерусских не покупаем»). Полтора десятилетия спустя фантаст обходится без прежних крайностей. Оказывается,к процветанию можно приблизиться, если идти по «китайскому пути». С одной стороны, политические свободы ограничены, и это хорошо: после принятия «закона об оскорблении кого угодно» в России «давно никого не громили». С другой стороны, покупать у «нерусских», оказывается, выгодно. А если еще и дать зеленый свет международной экономической интеграции, то выгода возрастает.

По сюжету Россия отказывается от идеи выбрасывать миллиарды на свой автопром и делает ставку на заокеанский бизнес. Местом действия выбран обычный среднерусский городок, где градообразующее предприятие принадлежит американцам. От завода, выпускающего «циррусы», польза всем: городу — рабочие места, стране — недорогие и качественные автомобили. Четыре главных персонажа работают на заводе, справляются с обязанностями, получая приличные деньги. И вроде бы до всеобщего счастья рукой подать, но есть проблема: проклятые пиндосы всех достали!..

Если бы автор решил подыскать для романа адекватный эпиграф, то едва ли сумел бы избежать пресловутого задорновского слогана: «Американцы — тупы-ы-ы-ые». Представители заокеанской державы описаны в книге с удивлением, смешанным с омерзением. То есть много лет назад, вероятно, Америка была неплохой странишкой, однако нынешние США — «чистый Советский Союз, как по учебнику, прямо страшно. Выродилась нация, что ли». Быть может, когда-то янки были креативными, мобильными и пассионарными, но теперь «они все будто пластмассовые. Гладкие, ухоженные, и ни грамма пассионарности». Короче, пиндосы — они и есть пиндосы.

В отличие от нормальных бизнесменов, способных к адаптации, выходцы из страны Пиндосии зачастую ведут себя просто по-идиотски: для них форма ценнее содержания, приказ весомей целесообразности, ритуал важнее смысла. Владельцы завода «готовы удавиться за копеечку» и теряют миллионы из-за своей управленческой косности. «Нелепая пиндосская бюрократия, которая цвела на заводе махровым цветом», душит любые (даже те, что явно на пользу делу) рабочие инициативы. Русские хотят, как лучше, но «тупой пиндосине бесполезно что-то объяснять». В отношении местного контингента у пиндосов четкая программа: действовать, «разобщая и озлобляя, стравливая и приучая к плохому в целях лучшей управляемости». Уж, казалось бы, Кен Маклелланд в России с пеленок, обрусел, свой в доску, пьет водку, травит анекдоты, но в день «Икс» и в час «Ч» бомба, скрытая в генах, срабатывает, и Кен ради карьеры предает лучшего друга.

Как ни старается писатель удержаться в рамках правдоподобия «производственного романа», фантаст внутри Дивова нокаутирует реалиста. С каждой страницей американцы все меньше похожи на людей, а все больше — на существ-паразитов из фильма «Чужие». Под конец уже вообще не ясно, для чего каверзным пришельцам автозавод в России. Может быть, для того, чтобы аборигены на «циррусах» почаще давили друг друга? Мелочь, а все же приятно.

«Объекты в зеркале заднего вида» — это, пожалуй, самая скучная из всех книг Дивова. Характеры намечены пунктиром, фон почти не выписан, шуточки на редкость однообразны, сюжет тянется вяло, а единственная action-сцена занимает полторы страницы. Впрочем, для автора важнее не рассказать внятную историю, а попасть в тренд, застолбить теплое местечко: в отличие от нефти, газа и, кстати, писательского таланта, запасы которых ограничены, антиамериканизм — вечно возобновляемый природный ресурс.

Роман Арбитман

Источник: profile.ru

Читать полностью
Объекты в зеркале заднего вида

Дивов регламентировал толерантность

В «Эксмо» вышел роман Олега Дивова «Объекты в зеркале заднего вида», представленный в декорациях ближайшего будущего и посвященный настоящей дружбе, талантливым людям, любимой работе, ультрасовременной технике, а также цене, которую неминуемо придется заплатить за все это великолепие.

Если ты живешь в системе, надо играть по ее правилам. Но как быть, если эти правила неприемлемы для порядочного человека? Если для спасения друзей приходится «стучать» на них вышестоящему начальству, а для изменения устоявшегося хода вещей предать все, во что веришь?.. Можно сколько угодно тешить себя мыслью о том, что находишься над этой мышиной возней и живешь вне системы. Она сломает тебя, даже если ты до конца жизни не снимешь розовые очки. Нельзя барахтаться в болоте и не вымазаться в грязи, и лучше понять это сразу, чем многие годы жить иллюзиями.

В центре сюжета нового романа известного фантаста находится история четырех друзей, бывших одноклассников, которые живут в небольшом российском провинциальном городке, гордость которого — огромный автозавод. Начиная свой путь на заводе, друзья стараются держаться вместе, не зная, что система, поощряющая стукачество, предательство и подлость, уже начала потихоньку ломать каждого из них. Кто-то просто плывет по течению, а кто-то стремится на самый верх, туда, откуда можно навязать свои правила. Принесет ли выбранная дорога счастье хоть кому-то из них, и смогут ли они сохранить свою дружбу?

Обитатели созданной Дивовым реальности живут с постоянной оглядкой на нормы, навязанные им сверху. Значимость корпоративной идеологии на промышленном гиганте возведена в степень абсурда, а закон, запрещающий «оскорбления кого угодно», регламентирует уровень толерантности в стране. Ситуация внутри завода постепенно накаляется, люди постепенно теряют веру в свои силы и свое дело.

Источник: reshetoria.ru

Читать полностью
Консультант по дурацким вопросам

С мозолями на головах

Книга эта необычна и неожиданна. Впрочем, Олег Дивов любит удивлять своих читателей. И не боится быть непонятым. Для большинства он по-прежнему писатель-фантаст. Хоть были и воспоминания об армии «Оружие возмездия». Но в основу этого издания легли записи в блоге Живого Журнала. Была книга «Не прислоняться. Правда о метро», написанная в соавторстве с Максом Рублевым. Но соавторство есть соавторство, и коэффициент участия Дивова в нем неизвестен... И вот вместо ожидаемой фантастики выходит книга о том, как телевизионщики снимают докудраму о войне «8.8.8.».

Признаюсь, поначалу мне книга не понравилась. И дело не в том, что я, как и многие, ждал от Дивова фантастики. Нет. Экспозиция и завязка мне показались вялыми, а в середине наблюдались явные самоповторы — словно автору не о чем писать. И только ближе к концу стал понятен писательский замысел. И не просто замысел, а его месседж, послание читателю. И тогда стали простительными и вялость, и повторы. И Олег Дивов потом подтвердил мои предположения. Он действительно написал эту книгу, потому что не мог не написать. У него было несколько кассет рассказов военных, участвовавших в боевых действиях на Кавказе, и он решил, что читателям это не мешало бы узнать. Потому что это — правда, которой так мало в средствах массовой информации. У всех второстепенных персонажей книги есть не просто прототипы — есть реальные двойники. Точнее, были. Олег был очень огорчен, что не успел показать книгу одному из ее героев, который умер совсем недавно. По всей видимости, придуман был только главный герой. Но и он, и сюжет были сконструированы нарочито наспех, чтобы не отвлекать читателя от главного — реальных военных историй. Главный герой — молодой человек по имени Миша; он вырос в семье военного, но сам военным не стал, хотя всю осознанную жизнь интересовался всем военным. Он консультирует кинематографистов и телевизионщиков по вопросам оружия, боеприпасов и прочим армейским штучкам. И вот ему предлагают большой проект — стать директором группы, снимающей телефильм о грузино-осетинском конфликте 2008 года. Жанр — докудрама. То есть реконструкция на местности реальных событий. На его плечи ложатся все организационные вопросы. Он с удивлением узнает неожиданные подробности войны 8.8.8. Москвичей вообще в укладе жизни в послевоенной жизни в Южной Осетии удивляет многое. То, что почти все правительство непризнанной страны помещается в одном здании, а к ее президенту можно зайти едва ли не с улицы. То, что у простой старушки может быть под кроватью склад взрывчатки, а холостые патроны тут найти сложнее, чем боевые. То, что осетинская массовка наотрез не желает надевать натовские каски и играть «грузинов». Но главное — то, что русских тут все любят больше, «чем мы сами себя любим». Чем их любит их собственное начальство, пославшее на смерть. История вроде бы кончается, но есть еще документальный материал, и Олег Дивов продолжает рассказывать снова и снова. Главные события уже произошли, но автор делает многоступенчатый финал, заставляя героев встречаться за столом и делиться новыми и новыми историями. Ему это важно, и придуманный сюжет отходит на второй план, уступая место рассказам «за жизнь».

Для того чтобы написать такую документальную книгу, нужно быть писателем-фантастом. Для фантастов особенно важны правдоподобность и убедительность описываемого. Дивов приводит к книге фразу, которую частенько повторяют его коллеги по цеху. О том, что можно придумать мир, жители которого ходят на головах, но тогда нельзя забывать, что у них на макушках должны быть мозоли. Верно и обратное. И Дивов переворачивает эту формулу. Если видишь гуманоида с мозолями на голове — по всей видимости, он с планеты, где все ходят вверх ногами. Имея воспоминания военных, писатель убедительнейше воспроизвел атмосферу послевоенного Цхинвала и психологию участников военного конфликта. Писатель использует тот же прием, что и его персонажи, — докудраму. Но успешнее, чем это получилось у них. Убедительнее с психологической точки зрения.

И главная составляющая этой психологии — острая боль от ощущения неблагодарности. Возвращаясь со всамделишной войны, люди сталкивались с тем же чиновничьим чванством и показухой. И возвращение становится страшнее самой войны.

Мир прежний, а они вернулись с мозолями на головах.

Андрей Щербак-Жуков

Источник: exlibris.ng.ru

Читать полностью
Все рецензии (8)

Цитаты

Все цитаты (14)