18 января, 2017

7 лучших романов Джулиана Барнса

«Метроленд», «Предчувствие конца», «Шум времени» и другие знаковые произведения писателя

Джулиан Барнс (род. 19 января 1946) — известный британский писатель. Его имя стоит в одном ряду с такими яркими авторами, как Иэн Макьюэн, Кадзуо Исигуро и Салман Рушди. В 2011 году за свой роман «Предчувствие конца» он был удостоен престижной Букеровской премии. На сегодняшний день Барнс — один из самых читаемых в мире авторов, книги которого переведены на десятки языков. В России его произведения издают с начала 90-х годов.

Барнса называют «апостолом постмодернизма», он превосходный эссеист и мастер детективного жанра, а также поклонник французской («Попугай Флобера») и русской («Шум времени») культур.

Мы выбрали семь романов писателя, которые стоит прочесть.

 

«Метроленд» (1980)

Дебютный роман Джулиана Барнса. История в нем рассказана от лица Кристофера Ллойда, вспоминающего свое детство, короткий период обучения в Париже и последующую за этим женитьбу. В подростковом возрасте Кристофер и его друг Тони презирали «буржуазный» образ жизни, но теперь рассказчик осознает, что он выбрал путь, столь ненавистный ему в юности. Но как быть, если он действительно любит и свою жену, и то, что его окружает теперь?

Роман о судьбе поколения бунтарей и нигилистов 1960-х, это, как ни странно, еще и роман о счастье взрослого и сформировавшегося человека. Это счастье не принято воспевать в литературе, а чаще его и вовсе высмеивают, так что своим дебютом Барнс буквально бросил вызов литературной традиции.

«Метроленд» был удостоен престижной литературной премии Сомерсента Моэма, а в 1997 — экранизирован британским режиссером Филипом Свавилом. Главные роли в картине сыграли Кристиан Бэйл и Эмили Уотсон.

 

«Попугай Флобера» (1984)

Повествование в этом романе ведется от лица доктора Джеффри Барайтуэта: исследователь-любитель, он приезжает во Францию и путешествует по «флоберовским местам». Джефри узнает, что сразу два музея пытаются выставить чучела попугаев за то, что стояло на столе Флобера, когда он писал «Простую душу» (Un Coeur Simple). В попытках узнать, какой же из попугаев настоящий, Джеффри все больше погружается в биографию французского писателя.

Ведущая тема романа — субъективность, в тексте даны три точки зрения на биографию писателя: позитивная (его литературный успех), негативная (гибель друзей, любимой женщины, болезни) и альтернативная, которую сам Флобер дал в своем дневнике.

 

«История мира в 10½ главах» (1989)

Легендарный постмодернистский роман c говорящим заголовком. Рассказы, из которых составлена «История мира...», объединены образами, заимствованными из религии, литературы и истории, основные мотивы — вода, потоп, деление на чистых и нечистых. Впрочем, над этими образами Барнс смеется. Рассказывая о жестокости, автор ставит под сомнение многовековые истины, которыми жили и живут люди.

События, расстояние между которыми измеряется веками, самые разные люди и вещи образуют здесь единое полотно романа, столь же увлекательного, сколько и необычного.

 

«Англия, Англия» (1998)

Еще одна сатирическая история, на этот раз о сотворении культурных мифов и поиске национальной идентичности. Герои романа задумывают поместить все известные достопримечательности на острове Уайт. Создание подобного тематического парка должно помочь туристам сэкономить время при путешествии в Великобританию, однако подделка вдруг заменила оригинал. И парк «Англия, Англия» вытеснил Великобританию с мировой арены.

В романе отражены идеи Жана Бодрийяра о симулякрах (псевдовещах, замещающих «агонизирующую реальность»), которые общество ставит на место оригиналов.

 

«Нечего бояться» (2008)

Пожалуй, самый смелый и странный замысел Джулиана Барнса. Книгу окрестили «биографией смерти», ведь автор рассматривает даже не сам ее феномен, а происхождение самого большого человеческого страха — страха перед смертью.

Истории из жизни героев его прошлых и будущих книг: Флобера и Шостаковича, братьев Гонкур, Стендаля, Монтеня и других в тексте перемежаются с собственными наблюдениями автора.

 

«Предчувствие конца» (2011)

Роман, за который Джулиан Барнс был удостоен Букеровской премии. Автору и раньше прочили высокую награду, несколько раз его произведения даже попадали в шорт-листы «Букера», но получил он ее лишь в 2011 году.

«Предчувствие конца» настолько маленькая по объему книга, что у жюри премии возник закономерный вопрос: а роман ли это вообще? Сошлись на том, что все-таки роман и отдали приз. Невероятно, но факт: в маленькой книжечке, Барнс сумел полностью рассказать историю и трагедию маленького человека.

 

«Уровни жизни» (2013)

Самое личное произведение автора, первая книга, увидевшая свет после смерти его жены. Эта небольшая, как и все поздние романы Барнса, вещь состоит из трех частей. Первая, «Грех высоты», дает краткую историю воздухоплавания и аэрофотосъемки, описывает работу Гаспара-Феликса Турнашона. Вторая, «На уровне», рассказывает историю полковника Королевской конной гвардии Фреда Бёрнаби и французской актрисы Сары Бернар. В третьей части под заголовком «Потеря глубины» рассказана история самого Барнса и его жены.

Читайте также