Сборник Харуки Мураками «От первого лица» вышел в начале февраля 2022 года, но интерес к нему до сих пор не снижается. Мы собрали мнения авторов и редакторов «Эксмо» и узнали, чем для них стала эта книга.
Анаит Григорян, писатель, автор романа «Осьминог»
Чтение прозы Харуки Мураками больше всего напоминает разговор со старым другом, с которым давно не встречался. Можно долго рассуждать о феномене творчества Мураками, но, на мой взгляд, он заключается в умении наполнить волшебством повседневность — не столько извлечь из жизни сюжеты и приписать ей надуманные смыслы, сколько оставить жизнь такой, какая она есть. Можно было бы сказать, что Мураками с непревзойденным мастерством описывает повседневность, но в его книгах нет повседневности, потому что в них нет места скуке.
Валерий Печейкин, писатель, драматург, автор сборников «Злой мальчик» и «Стеклянный человек»
Мураками пишет так, словно складывает оригами. У каждого писателя, как и у ребенка, всегда есть чистый лист. На нем можно написать рассказ или сделать из него игрушку. Но Мураками не складывает, а разворачивает свои бумажные миры до полной ясности.
Эти рассказы составлены из очень простого материала — влюбленности, воспоминаний, страхов. Читая их, восхищаешься каждым изгибом и складкой повествования. Сюжетные повороты напоминают лабиринты, где маршруты повторяются, а выхода нет. Писатель словно наблюдает за тем, как работает его собственная память. На ее белоснежной поверхности остались только «складки» там, где были люди и события.
После прочтения рассказов Мураками хочется повторить за тиктокерами: «Я не плачу, просто жиза в глаз попала». Это просто жизнь, рассказанная от первого лица.
От первого лица Твердый переплет
Халимат Текеева, главный редактор журнала «Эксмо»
Мои отношения с Мураками складывались сложнее, чем могли бы. До этого сборника. Возможно, отстраненная манера в свое время оттолкнула меня. Но с этими рассказами точно все иначе. Все они — задушевный, но не душный монолог автора о хрупкости нашего мира, о бесконечной загадочности соседнего человеческого существа — и об обезьяне с бутылкой пива, куда ж без этого.
Можем ли мы узнать партнеров, с которыми делим постель или ходим в концертные залы? Что сильнее смерти: любовь или музыка? Под конец книги аккорды песен The Beatles затихают, стадион расходится, шум голосов в баре расплывается в гул. И в этой подкрадывающейся тишине, когда сэнсей уйдет, аккуратно прикрыв за собой дверь, вам останется самим ответить на вопросы. Так оно обычно и бывает.
Екатерина Панченко, заместитель директора по редакционной деятельности «Эксмо»
Неспешно и с улыбкой Мураками рассказывает необязательные истории, в которых реальность тесно переплетается с чудом. Он человечный, остроумный, музыкальный, и форма рассказа позволяет ему быть еще и невероятно экономным в словах, что многократно усиливает эффект сказанного. «Моя сильная сторона — ...стратегия безмолвного отступления», — говорит его альтер-эго. Вот так тихо и уверенно Мураками отступает от грохота современности и вглядывается в бесценные мгновения жизни.